"Он делал жизнь людей счастливой". В память о Романе Карцеве
Умер народный артист Роман Карцев. Его выступления разлетались на цитаты. Его манеру игры не мог повторить ни один юморист. О его сценических образах вспоминают даже спустя многие годы.
Когда пересматриваешь старые записи с Карцевым и Ильченко, возникает невероятное ощущение. Семидесятые годы, Брежнев, другая страна, эпоха, другой век. Мы живём в 2018 году. И нам до сих пор смешно. Я смотрю "Авас" и понимаю, откуда пошёл весь "Камеди клаб" вместе взятый. Два человека выходят на сцену в пиджаках, они создали абсурдный юмор.
Всё придумали Роман Карцев и Михаил Жванецкий.
Миниатюра про раков была легендой Советского Союза. Её пытались повторить все школьники и студенты. Выражаясь современным языком, Роман Карцев создавал "мемы". Его невозможно ни с кем спутать. Очень органичный, очень смешной артист.
Роман Карцев покорил Аркадия Райкина своей игрой в спектакле "Я иду по улице". Благодаря миниатюре "Авас", которую написал Михаил Жванецкий, Аркадий Райкин стал относиться к автору миниатюры намного серьёзнее. Тексты Жванецкого ставились в театре, а "Авас" ждали во всех городах Союза, куда приезжали Карцев и Ильченко.
Несколько лет он проработал с Райкиным в театре. Был успешным артистом. Но, когда режиссёр первого спектакля Жванецкого "Светофор" пытался переделать сценарий, Карцев вступился за Жванецкого. Роман Карцев любил Одессу, он знал её вдоль и поперёк. А режиссёр — нет. Актёру не полагается спорить с режиссёром, поэтому Карцев стал дискутировать с самим Аркадием Райкиным. Райкин спросил: "Ты думаешь, что понимаешь в юморе больше меня?" И Карцев искренне ответил: "Да". Из театра пришлось уйти. Карцев всегда был честным перед самим собой, поэтому, если что-то не нравилось, говорил сразу. Даже если это могло испортить его отношения с великим Райкиным.
В дуэте Карцева и Ильченко было какое-то особое волшебство. Ильченко умел красиво резонировать, чтобы комичный и весёлый Карцев был на первом плане. В этом была сила дуэта — никто не тянул одеяло на себя, артисты работали по-настоящему вдвоём.
После ухода из жизни Виктора Ильченко — его партнёра, его настоящей творческой половины — Роману было очень непросто. Он всегда говорил "мы", когда рассказывал о выступлениях и гастролях. Даже если эти выступления были уже после смерти Виктора.
И его работы в кино — это культовые образы. Если кто-то решит сделать ремейк "Собачьего сердца" или фильма "Старые клячи", то ни за что не получится найти актёров, которые сыграли бы лучше, чем Карцев. Каждая ужимка в образе Швондера, каждое слово, произнесённое Иосифом Лозовским, — это неповторимо. И неподражаемо. Перечитывая роман Булгакова "Собачье сердце", сразу представляешь, как реплики Швондера отыгрывает Карцев.
Публика любила его беспрекословно. Концерты проходили с аншлагом. Роман Карцев мог выйти на сцену, прочитать телефонный справочник, а зритель смеялся.
Юмор не может быть вчерашним или сегодняшним, советским или российским. Юмор — это категория, которая возвращает людей к состоянию счастья. Роман Карцев в это состояние погружал людей в течение всей своей жизни. Стоило ему появиться на сцене, все сразу относились к нему как к своему, как к родному. Он одессит, русский, армянин — всегда наш. Народный.