Тутберидзе кусает локти. Ученица Плющенко выучила все самые сложные прыжки
Александра Трусова стала первой фигуристкой в истории, которой покорились все четверные прыжки. При этом только последний ей удался после ухода от Тутберидзе к Плющенко.
Фото © ТАСС / Олег Бухарев
Пока мир фигурного катания продолжает обсуждать травму Евгении Медведевой, возобновление карьеры Алины Загитовой, Кубок России, отмену турниров и, конечно, войну Плющенко и Тутберидзе, Александру Трусову, как всегда, интересует лишь одно — прыжки. В первом взрослом сезоне рекордсменка Книги рекордов Гиннесса получила прозвище Quad Queen — королева четверных прыжков. И продолжает его оправдывать.
До Трусовой женщины прыгали только один четверной
Прыжки в четыре оборота были чем-то запредельным ещё каких-то двадцать лет назад, во времена ледовых (а не инстаграмных) сражений Ягудина и Плющенко. Даже лучшие из лучших среди мужчин прыгали только тулуп и сальхов. И только в последние десять лет фигуристы сумели собрать полный набор, исполнив четверные лутц, флип и риттбергер. Конечно, есть ещё и четверной аксель, но он пока существует только в голове Юдзуру Ханю, который отчаянно мечтает однажды исполнить его на соревнованиях.
Что до женщин, то тут всё в разы сложнее: в 2002 году Мики Андо в финале юниорского Гран-при удался четверной сальхов, и с тех пор о нём забыли. Целые поколения великих чемпионок обходились без них: Ирина Слуцкая, Юна Ким, Каролина Костнер, Юлия Липницкая, Аделина Сотникова, Евгения Медведева и Алина Загитова. Так было, пока на арену не вышла Александра Трусова — девушка, рождённая, чтобы прыгать четверные. Всего за пару лет она трижды шокировала мир, поочерёдно освоив четверные тулуп, лутц и флип, за что и удостоилась включения в Книгу рекордов. Ведь сейчас помимо самой Саши такие элементы исполняет считаное количество фигуристок, а до неё вообще не делал никто.
Помимо мифического четверного акселя, который мы оставляем за скобками, Трусовой до полного комплекта не хватало только четверного риттбергера. И вот в октябре 2020 года он наконец-то случился. Трусова собрала флеш-рояль — казино можно закрывать.
У Саши всё невозможное возможно!
Мощный арсенал — дар или проклятье?
Четверной риттбергер Трусовой — это просто полёт в космос. Если вспомнить ещё и про тройной аксель, который Александра недавно представила на официальном турнире, можно смело заявлять, что такого невероятного набора ультра-прыжков нет ни у одной фигуристки в мире. Тулуп прыгает Камила Валиева, сальхов исполняла Элизабет Турсынбаева, лутц и флип — в арсенале Анны Щербаковой. Но вот риттбергер, а уж тем более всё это в комплексе пока никто в мире не делал. Справедливости ради, нужно отметить, что тренировочная попытка исполнения четверного риттбергера была у корейской спортсменки Ю Ён, но доживёт ли этот прыжок до соревнований — большой вопрос.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Другой вопрос, что все эти невероятные прыжки пока не принесли Трусовой больших побед. В прошлом сезоне главные турниры она проиграла своим подругам по группе Тутберидзе Анне Щербаковой и Алёне Косторной, хотя обладала более мощной технической базой. Сейчас она только расширила свой боевой арсенал, но старая проблема осталась: Саше пока так и не удаётся в одной программе исполнить чисто все четверные.
Однако, если следить за карьерой Трусовой, складывается впечатление, что она, как бы странно это ни звучало, и не заточена на победы. Александра одержима именно прыжками и не скрывала этого даже перед первым официальным турниром этого сезона.
У меня была задача — аксель. Очень хотела показать его на соревнованиях. Работали, конечно, над скольжением, элементами, прыжками. Стараюсь прыгать все, какие умею
Перед Плющенко стоит сверхзадача
Главной причиной ухода от Тутберидзе Трусова называла то, что в "Хрустальном" её откровенно сдерживали. Не давали прыгать все четверные, просили включать в программу не пять, а три, но исполнять их чисто. В "Ангелах Плющенко" же фигуристка наконец-то получила полную свободу и наслаждается ею. Четверной риттбергер — очередное тому подтверждение. Совершенно очевидно, что техническую базу для исполнения этого элемента фигуристка получила ещё у Тутберидзе. Однако тот факт, что прыжок удался ей именно у Плющенко, тоже показателен. Заслуга нового тренера в том, что он искусственно не сдерживает прогресс спортсменки и даёт ей делать то, что она хочет сама.
Фото © ТАСС / Олег Бухарев
Однако такая парадигма может обернуться для Евгения Викторовича неочевидной проблемой. Почему Тутберидзе не давала Трусовой прыгать риттбергер? Потому что в нём не было особого смысла. Он отличается от других прыжков не слишком удобным заходом, почему и не пользуется большой популярностью у спортсменов. При этом базовая стоимость этого четверного прыжка ниже, чем у флипа и лутца (10,5 балла против 11 и 11,5 соответственно). То есть прыгать риттбергер банально невыгодно. А система "Хрустального" заточена на эффективность. Коронный прыжок главной примы Тутберидзе Анны Щербаковой — лутц, самый дорогой из всех, тому подтверждение.
Поэтому такая расстановка сил для Трусовой может обернуться старой историей, где в погоне за историческими достижениями она снова будет пролетать мимо побед, чему Плющенко радоваться, конечно, не будет. Сейчас его роль понятна: он глоток свежего воздуха для гениальной спортсменки, которая устала от оков, но что будет дальше? Если Плющенко сумеет найти для Трусовой тот самый баланс между эффектностью и эффективностью, то о нём всерьёз можно будет говорить как о гениальном тренере, ведь это не удалось даже Тутберидзе. Флеш-рояль из четверных прыжков Трусовой — это невероятно мощная комбинация, но её безапелляционную силу ещё придётся доказать на льду.