Внучка Александра II пошла работать моделью и что она получила в Голливуде
Она крутила романы с Экзюпери и Ремарком и была лицом модного дома в Париже. Все, кто встречался с княгиней Натали Палей, попадали под магию её красоты и ума.
![Фото © ullstein bild via Getty Images](https://static.life.ru/publications/2021/10/1/183755519332.27377-900x.jpeg)
Фото © ullstein bild via Getty Images
Она была дочерью великого князя Павла Александровича — брата российского императора Александра III — и унаследовала княжеский титул, несмотря на то что брак родителей был морганатическим. Она приходилась Александру II внучкой, а Николаю II — двоюродной сестрой. Тем не менее карьера её была далека от занятий царского рода — она была манекенщицей, фотомоделью и голливудской актрисой.
Бегство
Наталья Палей родилась в 1905 году в Париже, до революции жила в России, в Царском Селе. Но какие это были годы! Позже она признавалась, что Россия стала для неё настоящей родиной — страной, по которой она тосковала до конца жизни.
Мужчины её рода сыграли не последнюю роль в судьбе империи: сводный брат Дмитрий был одним из убийц Григория Распутина. Её отец был убит большевиками в 1917 году в Петропавловской крепости, а год спустя родной брат Владимир стал одним из алапаевских мучеников — вместе с другими членами царской семьи поэт был похоронен в шахте под Алапаевском. Поэтому совсем не мудрено, что мать Наташи Ольга Палей зашила в пальто последние драгоценности и бежала с двумя дочерьми сначала в Финляндию, а потом уехала во Францию.
![Принцесса Ольга Палей, её старший сын Александр Эрикович фон Пистолькорс, Ольга Эриковна фон Пистолькорс, великий князь Павел Александрович, княгиня Ирина Палей, принцесса Наталья Палей, князь Владимир Палей и Марианна Пистолькорс. Фото © Wikipedia](https://static.life.ru/publications/2021/10/1/1432987265482.2502-2400x.jpeg)
Принцесса Ольга Палей, её старший сын Александр Эрикович фон Пистолькорс, Ольга Эриковна фон Пистолькорс, великий князь Павел Александрович, княгиня Ирина Палей, принцесса Наталья Палей, князь Владимир Палей и Марианна Пистолькорс.
Фото © Wikipedia
В отличие от других эмигрантов, оказавшихся за границей без гроша в кармане, женщины из семьи великого князя Павла на первых порах не нуждались — во Франции у них была собственность, однако и шиковать было особо не на что: имущество требовало расходов, а доходов почти не было. В семье быстро наступила "позолочённая" бедность.
Замуж за портного
Так уж получилось, что более богатая часть русской эмиграции в Париже быстро занялась "модным бизнесом" — князь Феликс Юсупов с супругой открыли модный дом "Ирфе", сводная сестра Натали Мария Павловна организовала дом вышивки "Китмир", а брат Дмитрий завёл тесную дружбу с Коко Шанель. Конечно, Натали могла выйти замуж за богатого человека и всю жизнь ни в чём не нуждаться — её красота позволяла это сделать без труда, однако юная княжна выбрала другой жизненный путь.
В те времена треть парижских манекенщиц были русскими. Конечно, мать была категорически против, однако удержать Натали не смогла — сначала та демонстрировала наряды и вышивку на светских мероприятиях среди русских эмигрантов, а потом стала делать это профессионально.
Её рост, худоба, изысканная красота, ледяные глаза и высокие скулы привлекали внимание, и вскоре Коко Шанель порекомендовала новую манекенщицу владельцу модного дома Люсьену Лелонгу. Тот не только нанял "настоящую Романову", но тут же влюбился в неё, развёлся с женой и в 1927 году обвенчался с Натали Палей.
Семья была категорически против. Княжна и... портной? "Они не пара!" — решила мать и отказалась участвовать в свадьбе, сказавшись больной, однако в последний момент всё же появилась на венчании.
![Наталья Палей с первым мужем Люсьеном Лелонгом. Фото © Wikipedia](https://static.life.ru/publications/2021/10/1/246017040146.6182.jpeg)
Наталья Палей с первым мужем Люсьеном Лелонгом.
Фото © Wikipedia
От брака выиграли оба: кутюрье "прикрыл" им свои традиционные и нетрадиционные похождения и получил лицо модного дома. Вдохновлённый красотой жены, он творил наряды исключительно для "возлюбленной Натали", ей он посвящал и самые тонкие духи, которые создавались в модном доме "Люсьен Лелонг".
Дыша этими "духами и туманами", Натали Палей получила возможность вести тот образ жизни, к которому привыкла с детства, — купалась в деньгах, славе, журнал Vogue каждый месяц размещал на обложке её фотографии в самых дорогих нарядах, но главное — ею восхищались и буквально носили на руках самые брутальные и богатые мужчины Парижа. Вне подиума и фотосессий они всегда сопровождали Натали Палей. В неё — красивую, утончённую, с прекрасными манерами — влюблялись за один только взгляд. Женщины ей страшно завидовали и мечтали стать "как Романова". Именно тогда модные показы дома "Люсьен Лелонг" стали привлекать множество мужчин. Некоторые приходили на демонстрации с биноклями, чтобы как следует рассмотреть русскую княжну. Среди поклонников Палей были замечены художник Павел Челищев и танцовщик Серж Лифарь.
Палей настояла, чтобы Лелонг начал выпускать одежду не только для богатых, но и создал линии готовой одежды по доступным ценам, в конце года она раздавала непроданную одежду бедным, накрывала рождественский стол для сотрудников. Расточительное поведение жены вызывало возмущение Лелонга.
Именно в этот период у Натали завязался роман с известным актёром, режиссёром и любовником-бисексуалом Жаном Кокто. Их связь длилась два года, но закончилась в один момент, когда Натали сделала аборт, предпочтя карьеру любви. Убийство ребёнка Кокто ей не простил.
Очевидно, что связь с ним подтолкнула Палей на идею поменять профессию и попробовать себя в кинематографе. Чтобы осуществить это, в 1933 году она уехала в США — покорять Голливуд. Никаких моральных преград для этого не существовало — Палей уже участвовала в откровенных фотосессиях в объятиях мускулистых моделей-мужчин.
Романы в США
![Наталья Палей со вторым мужем Джоном Уилсоном. Фото © COURTESY SOTHEBY'S](https://static.life.ru/publications/2021/10/1/1544416623018.2354.jpg)
Наталья Палей со вторым мужем Джоном Уилсоном.
Фото © COURTESY SOTHEBY'S
Однако Голливуд, в отличие от милой, уютной и почти "своей" Франции, оказался к русской княжне равнодушен — звёзды Европы могли сколь угодно ярко сиять в Старом свете, освещая Елисейские Поля, но совершенно не интересовали Америку — у страны были свои боги. Данные "настоящей Романовой" позволили сыграть несколько проходных ролей у режиссёра Джорджа Кьюкора, однако карьера не сложилась — на съёмочной площадке она волновалась и начинала "пищать".
Это не помешало найти в Америке нового мужа — богатого театрального продюсера Джона Уилсона — и он снова оказался геем. В 1937 году Палей развелась с кутюрье и вышла замуж во второй раз. Ориентация мужа её не волновала — брак был номинальным с самого начала. Палей нужны были деньги, Уилсону — красивая жена, которую можно было предъявить сообществу Нью-Йорка. Каждый жил своей жизнью.
Именно в США у Палей случилось два значительных романа. Один из них был со знаменитым немецким писателем Эрихом Марией Ремарком, который был вынужден покинуть Германию после преследований нацистами. Их отношения длились больше 10 лет и были очень бурными — они ругались, ревновали, ссорились, мирились, сходились и разъезжались. Его сводили с ума её славянские серые глаза и острый ум. "Плавное начало, какие-то слова, лёгкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные, — так он описывал княжну в своих романах. — Тонкая, высокая женщина с маленькой головкой. На бледном лице выделялись серые глаза, волосы у неё были русые и казались крашеными... Она была светлая, длиннотелая и стройная, и кожа её напоминала почему-то лунный свет и жемчуг". Свидетельствами подлинной любви стали письма Ремарка, которые он писал Палей, застряв с началом войны в Калифорнии. Они расстались лишь в 1950 году, когда Ремарк уехал обратно в Европу. Она пыталась последовать за ним, вернуть, но быстро поняла, что отношения уже закончены.
В 1942 году у Натали Палей была "лавстори" с ещё одним знаменитым писателем — Антуаном де Сент-Экзюпери, который тоже оказался в Америке в вынужденной эмиграции — Франция капитулировала перед нацистами. Это были отношения совсем другого свойства. Всегда спокойный, меланхоличный Экзюпери нашёл в русской княжне близкого друга, способного поддержать в трудную минуту. Кроме того, Палей взяла на себя труд переводчика и агента. Несмотря на то что писатель в письмах признавался Натали в любви, чувства его продлились недолго и вскоре он увлёкся другой женщиной. Тем не менее переписываться Палей и Экзюпери не прекращали до самой его гибели в 1944 году.
Совсем одна
![Фото © Imperial Russia](https://static.life.ru/publications/2021/10/1/428599366713.4644.jpeg)
Фото © Imperial Russia
Но глупо думать, что Палей жила одной любовью — все эти годы она по-прежнему работала моделью, была лицом одного из модных домов Нью-Йорка, участвовала в фотосессиях модных фотографов и очень много помогала русским эмигрантам. И старела.
В 1961 году от цирроза печени умер её муж Джон Уилсон. К концу жизни он стал алкоголиком, страдающим запоями и приступами буйного помешательства. В 56 лет княжна Палей осталась богатой вдовой — она была совершенно одинока и мало кому нужна. Характер у неё тоже испортился. Наталья раздражалась, когда её называли "княжной" или "представительницей дома Романовых", отказывалась от приглашений на светские мероприятия и вечеринки, стала прикладываться к бутылке. Следующие 20 лет она прожила затворницей в окружении собственных прекрасных фотографий, развешанных по стенам.
В 1981 году в возрасте 76 лет она сломала шейку бедра и в депрессии покончила с собой, наглотавшись таблеток. "Хочу умереть с честью", — написала она холодеющей старческой рукой в прощальной записке. Но какая же это честь — умирать так...
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)