Мозги и яйца: фильм «Эшби» с Микки Рурком выходит в прокат
Картина о дружбе ботаника с наемным убийцей как пособие по воспитанию подростков
В жизни семнадцатилетнего Эда Уоллиса наступает новый период — учеба в колледже. Овеянный мифами из молодежных комедий, суровый мир обрушивается на героя. Чтобы не стать грушей для битья и обрести в этом мире свое достойное место, надо поступать по-мужски. Но где же взять образец для подражания и мужскую ролевую модель? Родители Эда давно разведены, и отец лишь изредка появляется в окошке скайпа с нелепыми советами и прибаутками. Мамины новые возлюбленные один инфантильнее другого, а школьный тренер по регби — образец допотопного силового стиля. К счастью для Эда, прямо через дорогу живет экстравагантный и харизматичный мужчина за 50, настоящий джентльмен прерий по имени Эшби. Одна беда — новый сосед оказывается наемным убийцей ЦРУ.
Смешение мелодрамы, комедии и криминального жанра давно стало привычной практикой как сериального, так и голливудского производства. Например, выстреливший в свое время фарс «9 ярдов» с Брюсом Уиллисом, «Фокус» с Уиллом Смиттом или «Романтическое преступление» с обворожительной Сарой Джессикой Паркер (оригинальное английское название Life Without Dick способно вызвать у зрителя замешательство), да и мало ли еще примеров такого рода жанровой химеры можно вспомнить, ткнув пальцем в пространную историю коммерческого кино.
В случае «Эшби» дополнительные жанровые элементы прививаются к избитой подростковой мелодраме. Фильм рассказывает банальную историю возмужания неглупого и, в общем, не такого уж затюканного парня в колледже провинциального американского города. Разумеется, у главного героя нет друзей, но зато куча недоброжелателей и конкурентов. Как и многие парни его возраста, Эд Уоллис мечтает попасть в прославленную команду колледжа по регби, и это, конечно, тоже жанровый штамп. У него есть девушка мечты, только не привычная блонда-нимфетка с ангельским личиком, а умная и саркастичная «ведьмочка», родом скорее из вселенной Роя Андерсона. В нагрузку к этому стандартному набору у героя есть разведенная молодая мать, скитающаяся по свиданиям в поисках женского счастья. К слову, именно мама героя — главный источник комического в фильме. И почти все без исключения смешные и неловкие реплики вроде: «Надо же, как будто только что вылез из моей утробы и уже такой молодец» принадлежат как раз этому персонажу. Наконец, у Эда есть вечно отсутствующий отец, единственное качество которого — несостоятельность. Именно он постоянно твердит ему о «наличии яиц», при этом называя семнадцатилетнего парня «малышом».
Проводником в мужской мир для Эда неожиданно становится наемный убийца ЦРУ, экстравагантный киллер, живущий по соседству и похожий на рок-звезду на пенсии, в исполнении Микки Рурка. Их знакомство начинается с банального домашнего задания о беседе с представителем старшего поколения и выливается в роман-воспитание: одного сталкивая с трудной задачей стать мужчиной, другого с вовсе непосильной — остаться мужчиной перед лицом смертельной болезни и наломанных за жизнь дров.
Герой Рурка учит своего нового друга держать удар, быть честным с собой, не пасовать перед трудностями, признавать свои ошибки и отвечать за них — подводя к простой и центральной для фильма идее, что мужчина — это не только яйца, но и мозги (тема мозга нарочито проходит через весь фильм, чтобы уж точно закрепиться в мозгах зрителей).
Разумеется, в фильме нет надрыва и художественной ценности бессоновского «Леона» , сразу же приходящего на ум при словах «киллер» и «роман-воспитание». Фактура «Эшби» мелковата, упрощена сюжетными клише и жанровыми сценами. Местами фильм тянется невозможно долго, хотя всякий раз, как в кадре в щеголеватых сапогах-казаках и тесном жилете поверх цветастой рубашки появляется страдающий Микки Рурк, кино оживает вновь. Нат Вулф также неплохо справляется с ролью и кажется еще более настоящим на фоне своего упрощенного окружения. Периодические провалы фильма в абсолютное клише компенсируют столь же внезапные комедийные и драматические вспышки, чаще всего связанные с простым отступлением от жанра в сторону инди-реализма. Общее же впечатление удивительным образом вытягивает слезливый мелодраматический финал.
Вердикт:
Фильм «Эшби» скорее понравится подросткам от 13 до 17, переживающим сходный с Эдом Уоллисом период развития, правда, российские прокатчики обделили их возможностью сходить на Эшби в кино, присвоив ему возрастной рейтинг 16+.