Alienation — как на "Денди" и "Сеге"
В мире, где почти не осталось места классическим жанрам, небольшая студия выпускает интереснейший боевик. К чему бы это? Да просто Housemarque умеет подсобить ностальгирующим старикам.
На экране творится анархия. Взрыв, один, другой, и вот уже компания геймеров вынуждена ретироваться к ближайшей контрольной точке. Смогут ли они зачистить этот уровень с первого раза? Или всё начнётся сначала? Alienation не прощает ошибок, но вместе с тем доставляет тот сорт удовольствия, который, кажется, уже потерялся за качественной графикой и почти голливудскими историями.
За последние несколько лет студии, занимающиеся созданием маленьких видеоигр, успели порядком себя дискредитировать. Вал пиксельного трэша с совершенно безумным геймплеем порядком наскучил всем, кто видит разницу между загружаемой безделицей и подлинной инди-сценой.
Housemarque находится в пограничной зоне между безумием и реставрацией классических жанровых механик. Когда-то эта компания отличилась довольно кондовой Dead Nation, позже выпустила запоминающуюся Resogun, а сейчас пожаловала ко двору всех обладателей консоли от Sony со своей Alienation. И знаете что? Это едва ли не лучший кооперативный шутер последней пятилетки.
Если вы по какой-то причине пропустили 8- и 16-битные приставки, то едва ли сможете понять важность прецедента. Когда-то понятие "мультиплеера" заключалось в мигающих строчках Player 1 и Player 2. Люди проводили часы напролёт перед пузатым ящиком, желая убить "вон того гада, который, подлюка такая, в иной мир отправил на последнем продолжении". Бессильная ярость, изучение механики, и вот вы с другом снова и снова пытаетесь одолеть игру X.
Alienation доставляет схожие чувства. Чисто номинально Housemarque сделала типичнейший шутер "с видом сверху". Как встарь, сюжет здесь (инопланетяне захватили родную планету — отбиваемся!) служит лишь прокладкой, предваряющей сессию ураганного геймплея. Всё остальное — чистейший тестостерон в интерактивной упаковке.
Находим соратников, щёлкаем по нужному региону (Аляска, Припять, Штаты), выбираем миссию и высаживаемся на карте. Задания, как и в любом уважающем себя боевике с закосом под старину, разнообразием не блещут, однако кого будет волновать вторичность ситуаций, если на экране творится ТАКОЕ? Ну, заставляют нас раз за разом что-то взрывать, кого-то убивать или что-то активировать? Не такая уж и важная деталь, если учесть, что подобных забав нынче по пальцам пересчитать можно.
К счастью, не всё так печально. Housemarque была бы не Housemarque, если бы не попыталась мелкими штришками разнообразить устоявшуюся ещё с 8- и 16-битных времён формулу. Во-первых, персонажи. Их трое (диверсант, биоспециалист и танк), и у каждого из них есть уникальное умение. Один из них служит в качестве щита, другой устраивает фейерверки, третий лечит всю команду.
В стародавних релизах также были разные герои, однако их отличительные особенности чаще касались плоскости вооружения. Alienation достаточно хорошо сбалансирована, а потому каждый из активных или пассивных навыков рано или поздно пригодится, будь то при штурме инопланетного корабля или же при зачистке улиц города, где из-за наличия четырёх геймеров в партии творится форменный ад.
Однако модернизация не свелась к использованию одних лишь растиражированных ролевых элементов. В классике жанра обычно выставлялась одна задача на уровень. В Alienation их множество. Не хотите активировать маяки? Вперёд на убийство мини-босса. Надоело и это? Попробуйте отправить на тот свет вторгшегося в ваш мир вражеского геймера. Кто тут сказал Dark Souls? Всё верно. Уши сериала From Software порой можно отыскать в совершенно неожиданных местах.
При этом Alienation (не в пример своей зомби-предшественницы) относится бережно к человеческим нервным клеткам. При желании можно облегчить себе задачу до максимума. Хотите, чтобы противники дохли с полтычка? Ставьте Easy. Хардкорщики же почти наверняка оценят режим, при активации которого нельзя возродиться на контрольной точке.
Совсем без ошибок обойтись, конечно, не получилось, однако картину они в целом не портят. Например, сотрудники Housemarque не просто играли в Gears of War, а решили использовать отдельные её элементы. Укрываться за ящиками и по полчаса выцеживать в перекрестье прицела локустов вас никто, разумеется, не заставит. Зато перезаряжаться в лучших традициях детища Epic Games — обяжут. Попали на нужное деление шустрого ползунка — мгновенно обновили магазин. Ошиблись — и процесс затянется.
Но это ещё полбеды. Гейм-дизайнеры решили, что остаться без патронов в олдскульном экшене — это крайне правильный ход. Один из жанровых канонов top-down-шутеров гласит: НИКОГДА не оставляйте игрока без возможности истреблять нечисть. Housemarque лишь усмехнулась и, глазом не поведя, заставила владельцев PlayStation 4 искать патроны для пушки. А ведь тут "волна противников в два счёта положила половину партии, а у меня в револьвере два выстрела осталось, чёрт возьми!"
Тем не менее Alienation — едва ли не лучшее предложение в своей нише на сегодняшний день. Это безумно зрелищное и адреналиновое приключение, которое смотрится крайне выигрышно на фоне арт-хаусного безумия современной инди-сцены. Соскучились по временам "Денди" и "Сеги"? Alienation ждет вас.
Достоинства
- динамика игрового процесса зашкаливает;
- три разных персонажа с уникальными способностями;
- вариативность в выборе сложности;
- удивительно проработанный и зрелищный визуальный ряд;
- ставка на совместное прохождение;
- другие игроки могут вторгнуться к вам и порядком насолить;
- наличие русской локализации.
Недостатки
- не слишком уместная система перезарядки;
- патроны, которых вечно не хватает;
- нет возможности сыграть с товарищем за одним ТВ, только онлайн;
- случай из разряда "сильно не для всех".