За что геймеры недавидят геев?
Как игровое сообщество реагирует на лиц нетрадиционной сексуальной ориентации? Правда ли, что геймеры на дух не переносят “пра-а-ативных”, или же это расхожий стереотип?
https://www.flickr.com/photos/istolethetv/18177687014/in/photolist-deGHRv-a1U7G4-tGip3N - можно как картинку к заголовку
С недавних пор игровая индустрия взвалила на себя непосильную ношу: теперь пресса и разработчики видеоигр считают нужным отстаивать права меньшинств. Всё больше статей посвящены прогрессивным темам, в произведениях то и дело мелькают гомосексуалисты и трансгендеры, а геймеров все чаще упрекают в ненависти к представителям ЛГБТ-сообществ. Иной раз игроки сами подставляются и ведут себя, скажем так, неправильно. Как в недавней истории со свежим дополнением к Baldur’s Gate, когда авторов DLC закидали письмами с угрозами из-за включения в игру трансгендерного персонажа. Но верно ли называть всех недовольных гомофобами? Или причина все же в другом? Разберёмся.
Транссексуалы и Марио
Геи в видеоиграх появились давно - они прописались в индустрии еще с 80-х. Конкретно с 1986 года - тогда вышло детективное текстовое приключение Moonmist, где в одном из сценариев преступницей становилась девушка, любящая замужную женщину. Конечно, главные роли гомосексуалистам доставались редко, и зачастую их специфические увлечения становились поводом для шуток - но шуток совсем не злых. Например, в Super Mario Bros. 2 мелькал персонаж по имени Бердо, который считал себя девушкой и предпочитал называться Бердеттой. Никаких порицаний, просто забавный факт, вынесенный в инструкцию к игре. Nintendo, впрочем, зацезурила эту деталь, вырезав из западного релиза все упоминания о гендерной принадлежности героя (или героини?).
http://www.mariowiki.com/images/a/a8/Birdo.PNG - c http://www.mariowiki.com/birdo#Super_Mario_Bros._2
В те далекие времена Nintendo и SEGA “замазывали” подобные вещи, придерживаясь стереотипа “игры для детей”. Однако по прошествии лет компании пустили всё на самотек. Не зря - к 1995 году никто и бровью не повел, когда в Chrono Trigger герои ввязались в драку с девушкой по имени “Флея”, которая (внезапно) оказалась женственным парнем в девчачьем наряде. На PC было еще краше: уже в 1990-м в Ultima VI: The False Prophet можно было заниматься однополым сексом, а в приключенческой The Beast Within: A Gabriel Knight Mystery антагонист приставал к главному герою - и это была важная деталь, раскрывающая образы обоих мужчин.
К чему историческая справка? Перспективы ради: если порыться в заголовках тех лет, выяснится, что никому не было дела до гомосексуальных отношений в видеоиграх. Ни прессе (докапывающейся до насилия), ни уж тем более аудитории. Подобное отношение сохранялось долгие годы - но в конце “нулевых” случился перелом, первопричину которого довольно сложно найти.
Геи ради геев
https://www.flickr.com/photos/crazydriver1420/16563767908/in/photolist-BD5okw-qDi3Ge-reFD8j - можно как иллюстрацию к подзаголовку
Сегодня мало кого волнует насилие, чего не скажешь про половую жизнь персонажей видеоигр. Всему виной популярные ныне тренды: толерантность, терпимость и желание защищать слабых, даже если “слабые” нормально себя чувствуют. Скажем спасибо Аните Саркисян и Борцам за Социальную Справедливость (Social Justice Warriors, сокращенно, SJW) - они взбаламутили воду так, что теперь все вокруг волнуются по поводу женщин и меньшинств в играх, ведь, по популярному представлению, слишком много историй повествуют о Белых Гетеросексуальных Мужчинах. Видете ли, геймеры-геи и представительницы слабого пола чувствуют себя ущемленными из-за недостаточно хорошей репрезентации. Так ли это - никто не знает, потому что статистические доказательства последнего утверждения забывают представить, полагаясь на крики в Интернете.Давление на издателей и разработчиков оказалось плодотворным. Сложно сказать, что произошло и кого винить, но теперь каждая уважающая себя студия считает нужным пропихнуть гомосексуалистов и трансгендерных особ в свои произведения. Начинание не самое ужасное - наборот, здорово, такой подход может подарить нам много уникальных историй и геймплейных механик. В теории.На практике многие игры теперь пестрят геями ради геев - вместо адекватно прописанных героев нам навязывают стереотипных персонажей, главная определяющая особенность которых заключается в их постельных предпочтениях. Помните, как давно-давно в каждом фильме был Token Black Guy, “Обязательный черный парень”, который стоял в кадре, чтобы поборники толерантности не ругались на отсутствие афроамериканцев в кине? Сейчас над подобным клише принято посмеиваться, но парадокс - в игровой индустрии с чего-то считается нормальным и правильным пихать всюду “Обязательных гомосексуалистов”.
Вспомните творчество BioWare. В Mass Effect 3 к Шепарду в какой-то момент набьется в друзья пилот по имени Кортез, который зациклен на том, что у него умер муж. Что еще можно сказать про вдовца? Ничего. В Dragon Age II есть Андерс, вне зависимости от пола ставящий перед главгероем ультиматум: либо секс, либо вражда. А как можно забыть про Дориана, “первого напарника-гея в истории RPG от BioWare”? Последнее - цитата, потому что других способов привлечь внимание к усатому магу канадцы так и не придумали, и афишировали его сексуальную ориентацию во всех СМИ, словно какое-то достижение.
https://www.flickr.com/photos/wilpharma/4394622566/in/photolist-p9v6vF-phsTVU-7Gfp79-7Gbt3k-7GkAbA-oPiCXA Участие прессы - важный фактор. С недавных пор секс-предпочтения стали достаточным инфоповодом для создания новостей, громких заголовков (кхе-кхе) и статей про то, как сам факт наличия в нем однополой любви делает любой проект лучше. Это не просто пагубная практика сама по себе: любого критика “программных” текстов быстро обливают помоями, а журналисты продолжают гнуть линию, выдавать истеричные материалы вроде “Геймеры - гомофобы, потому что им не нравится Дориан”. Хотя проблема не в самом Дориане, а в том, с какой помпой подается такая никому не интересная вещь как его гомосексуализм. Кому какая разница, кто с кем спит, игры покупают ради геймплея или истории, на этом надо строить рекламу! Поэтому новости из разряда “в игре X появился гей/трансгендер” смотрятся как дешевая попытка угодить ЛГБТ-сообществу и не более того.
Пример BioWare особенно удивителен, ведь какие-то 10 лет назад студия делала то же самое, но куда тоньше. И не абы где, а в игре по “Звездным войнам”! В Star Wars: Knights of the Old Republic можно было взять к себе в команду женщину-джедая Джухани. После долгих, зачастую эмоциональных разговоров, почти в самом финале приключения, она признавалась в любви главному герою - но только если спасать Далекую-Далекую Галактику взялась девушка. Никакой помпы или пафоса - просто еще одна деталь сложного образа. Куда ушла подобная элегантность?
Авторское видение
Сложно отделаться от ощущения, будто бы меньшинства навязывается компаниями. Мол, разработчиков заставляют “пришивать” к уже законченным историям геев. Как знать, возможно где-то это имеет место быть. Но в отдельных случаях авторы делают все сознательно, по своей воле пишут не внятную историю, а какой-то глорифицированный фанфик.
Опять же, ярче всего это демонстрирует BioWare: Дэвид Гейдер, ведущий сценарист цикла Dragon Age, в интервью не может обойтись без упоминаний секс-меньшинств и похвал в их адрес, словно наличие гомосексуалистов - главное достояние его фэнтезийной RPG. А Дженнифер Хэплер, которая приложила руку к сюжету и персонажам Dragon Age II, параллельно работе над видеоиграми (которые, она, к слову, не любит - ей больше нравится писать) настрочила книгу M.I.T.H. о волшебных спецназовцах-геях. Думаем, после такого открытия у многих отпадут любые вопросы по поводу Андерса - Хеплер просто пропихнула свои фетиши в произведение, плюнув на то, насколько уместо они будут там смотреться и каким был образ опального волшебника в предыдущей игре серии, Dragon Age: Origins - Awakening.
(место для гифки из Dragon Age II - хотя там геи целуются, могут счесть за пропаганду)
Само собой, не только канадцы грешат подобным - Tomb Raider 2013 года пострадал, когда Рианна Пратчетт, дочь Терри Пратчетта, с чего-то решила, что Ларе Крофт лучше стать лесбиянкой. Она выстроила историю вокруг этого факта, а потом вдруг отказалась от затеи и вырезала из готового текста все самые толстые намеки на нетрадиционную ориентацию героини. Казалось бы, ничего страшного, но на пользу сюжету такие фортели не пошли - её Лара Крофт плюет на многих своих друзей и коллег ради подружки из колледжа, подвергает себя невероятным опасностям ради девчонки, о которой игрок почти ничего не знает. Будь они лесбиянками и любовницами (и будь это четко обозначено в диалогах), подобное рвение было бы объяснимо. Но без необходимого контекста увиденное теряет какую-то долю смысла и воспринимается как минимум странно.
http://vignette1.wikia.nocookie.net/laracroft/images/0/01/Graduation_Photo.png/revision/latest?cb=20151027130318 c http://tombraider.wikia.com/wiki/Samantha_Nishimura
Преданные фанаты, глядя на такие перемены “во имя прогресса” (а на деле - по дурной прихоти автора), начинают ругаться, спорить и критиковать - и получают за это клейма “хейтеры”, “гомофобы” или “мизогинисты”. Апологетам извращений невдомек, что суть претензий в другом: потребители хотят качественный продукт, поклонники жаждут продолжения излюбленного цикла, а им дают дурно написанные чужие фантазии на тему.
Иногда авторы честно хотят как лучше, но технические ограничения вызывают сложности - как в пресловутой истории с трансгендерным персонажем Baldur’s Gate II: Siege of Dragonspear, с которой началась вся эта статья. Ругают-то не только сам факт трансгендерности (который действительно вызывает вопросы во вселенной BG), а то, как быстро NPC признается в своей ориентации. А почему он так быстро признается? Из-за особенностей старого движка и устройства его диалоговых ветвей. Но если технологии не позволяли сделать как надо, зачем вообще было оставлять все как есть? Для кого? Потому что тренды велят пихать в игры меньшинства, ведь “это так вдохновляет”? И после этого кто-то еще удивляется по поводу “злых языков”.
Баллады и хроники
Из-за подобных эпизодов пользователей приравнивают к гомофобам. Но ведь ни один уважающий себя геймер не ругался в адрес Grand Theft Auto IV: The Ballad of Gay Tony, хотя в центре повествования был гомосексуалист по прозвищу Гей Тони. Никаких криков и угроз в адрес разработчиков не последовало - напротив, и персонаж и дополнение понравились людям. Может обвинять требовательных людей в нелюбви к меньшинствам немного преждевременно и стоит заглянуть глубже? Очевидно, да, ведь столько “жутких гомофобов” играют в GTA V (где один из протагонистов любит спать с мужчинами) и не высказывают претензий в адрес Rockstar.
http://vignette3.wikia.nocookie.net/gtawiki/images/7/76/GayTony-Artwork.jpg/revision/latest?cb=20090912061002 - c http://gta.wikia.com/wiki/Gay_Tony (можно попытаться пихнуть на картинку под заголовок)Или гифку с Тревором
Даже в онлайн-играх, как оказалось, мало кому есть дело до подобной ерунды: согласно недавнему опросу, проведенному сайтом Broadband Geanie, 31% геймеров сталкивались с оскорблениями во время мультиплеерных матчей, и лишь 8% из них подвергались гомофобным нападкам. А ведь во время многопользовательского экшна геймеры наиболее агрессивны и склонны к грубостям. Выходит, дело не только в игроках, и все эти упреки СМИ в адрес нетолерантных личностей - простое преувеличение.
Беда, как уже подчеркивалось, в произведениях и авторах, которые в погоне за конъюктурой делают неверные шаги и откровенно перебарщивают. Секрет успеха бесхитростен: вписывать геев в истории, где наличие такого персонажа окажется уместным. Скажем, в Gone Home нетрадиционная сексуальная ориентация героинь действительно дополняет сюжет, делает его еще эмоциональнее и острее. Это мелодрама о подростках, которые ощущают себя одинокими и потерянными - и сделав их лесбиянками, сценаристы лишний раз подчеркивают их отчужденность от всех остальных. Здесь интимные детали очень к месту, их сложно выкинуть из истории, не перекраивая ее суть по корню. Что Tomb Raider, боевику о становлении девушки, превращении студентки в “выжившую”, сделали бы лесбийские полутона? И зачем превращать эпические RPG в симуляторы знакомств на любой вкус, как это делает BioWare? Ради сомнительного отыгрыша роли? В таком случае прописывать любовные линии надо лучше, без навязывания - а BioWare разучились это делать. В их играх напарники чуть что готовы напрыгнуть на главного героя и расцеловать его, а если тот откажется лезть в постель, они обидятся и испортят отношения на веки вечные.
Последнее - довольно вялая попытка привязать секс (и меньшинства, как следствие) к геймплею. Задумка хорошая, но мало где подобные вещи каким-то осмысленным образом на что-то влияют: вспоминается лишь Valkyria Chronicles - там герои-геи лучше воюют, когда рядом с ними находится солдат их пола (и наоборот). В остальном же геи в играх остаются статичными картонками, которых пихают в лицо аудитории, а толку от этого никакого. Какая там “победа”? С тем же успехом можно назвать победой слово “гей” в этом материале. Достижение?
http://valkyria.wikia.com/wiki/Jann_Walker_(VC1)/Gallery?file=VC_Jann1.png - c http://valkyria.wikia.com/wiki/Jann_Walker_(VC1)/Gallery
Обиженные и оскорбленные
Западные журналисты в упор не видят разницы между персонажем нетрадиционной сексуальной ориентации (который обладает еще рядом характеристик и не ограничивается одним этим качеством) и “обязательным геем” (про которого нечего сказать, кроме того факта, что у него был муж). Хвалят не образы, но сам факт репрезентации. Но ведь взыскательным геймерам (и геям наверняка) плевать, им нужны хорошие, яркие и последовательные в своих желаниях герои. Репрезентации обычно хотят те, кто даже не думает о том, чтобы во что-то играть (как Анита Саркисян), а разработчики зачем-то идут у них на поводу.
Само собой, в мире полно гомофобов. Факт. И часть гневных отзывов в Интернете, конечно же, исходит от них. Но нельзя стричь всех под одну гребенку, далеко не каждый ругающийся в адрес трансов и геев в играх ненавидит гомосексуалистов. Людей просто достало, что отсутствие или подтрунивания приравнивают к оскорблениям. В “Хищнике” нет геев, а один из главных героев грубо шутит по поводу сексуальный ориентации своих напарников. И что теперь, лента внезапно стала гомофобской? Абсурд - и мы окружены им.
(место для гифки из “Хищника”)
Хотя в статье речь идет исключительно о представителей ЛГБТ-сообщества, проблема универсальна - можете заменить пару слов в тексте на “женщины” или “чернокожие”, суть не поменяется. В XXI веке все гонятся за квотами, даже там, где они особо не нужны, попутно упрекая всех несогласных, мол, “вы просто ненавидите геев/слабый пол/черных!”. Да нет, мы равнодушеы и ненавидим лишь лицемерие.
Мы (как и многие другие) лишь хотим качественных произведений, где не будет лишних деталей, а каждый штрих будет оправдан. А пихать что-то в произведение просто для задабривания каких-то далеких от этого людей вроде Саркисян и гипотетических “обиженных геев” - последнее, чем должен заниматься уважающий себя автор. У всего должна быть какая-то цель - и “надо ублажить борцов за равенство” таковой считаться не может.