Либеральный тоталитаризм
Политолог Андрей Тихонов – о том, как подписка на один телеканал стала налогом для либеральной аудитории.
Фото: © РИА Новости/Владимир Вяткин
В случае с Павлом Лобковым мы имеем дело не просто с воспалением амбиций телезвезды, но с системным кризисом либеральных СМИ. Звёздный ведущий либерального телеканала посчитал выше своего достоинства заниматься вопросами маркетинга, решив, что его вклад в развитие "Дождя" исчерпывается созданием качественного контента. Но бизнес-схема телеканала не предусматривает освобождения сотрудников от этой почётной миссии.
"Дождь" так и не научился зарабатывать на своей продукции, поэтому должен навязывать себя целевой аудитории. Подписка на него, по сути дела, стала налогом для либеральной аудитории, а тележурналисты вынуждены, помимо творческой деятельности, регулярно превращаться в мытарей и распространителей облигаций негосударственного займа. Тот, кто от такой работы отлынивает, не может считаться в этой системе своим. Поэтому, возможно, Лобков вышел из доверия руководства, но решил сыграть на опережение, сделав заявление об уходе.
Вероятно, журналист и руководство телеканала могли бы попробовать договориться, но либеральная медиасреда прочно поражена вирусом тоталитаризма. Это наглядно проявляется в редакционной политике, отличающейся нетерпимостью к чужому мнению и презрением к "зомбированному" большинству населения. Подобные установки превращают любой оппозиционный коллектив в закрытую секту, занятую постоянным поиском отступников по самым разным основаниям.
При этом внутренняя борьба в оппозиционных СМИ ведётся в иезуитской форме, и понять её механизмы непосвящённым невозможно. Из нашумевшей записи Лобкова в "Фейсбуке" не вполне ясно, кто "вычистил его карманы" и кто "выпотрошил его внутренности".
Очевидно одно: Лобков являлся одним из немногих профессионалов на телеканале, сделанном на уровне студенческого капустника. Такому опытному журналисту наверняка было непросто работать рядом с любителями и получать указания от начальства, не слишком хорошо разбирающегося в телевизионных технологиях, что сам Лобков и подтверждает. "Дождь" отодвинул телевидение на второй план, превратившись в "коллективного агитатора и пропагандиста". И сегодня телеканал не развивается и даже не пытается оттолкнуться от изначально невысокого уровня "картинки".
В этих условиях прошедшему школу "того" НТВ Лобкову было невероятно сложно. Остаётся только удивляться, что его разрыв с "Дождем" вызревал так долго.