Вор у вора авторское право украл
Литературный критик Дмитрий Самойлов — об эффективной работе одной некоммерческой общественной организации.
Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/gudka
Сергея Федотова подозревают в том, что он украл у руководимой им организации 500 000 000 рублей. Наверное, хорошо, когда у некоммерческой организации, которой является Российское авторское общество, есть такие астрономические суммы. Значит, есть такое количество авторских прав, которыми нужно коллективно управлять.
РАО — одиозная организация, известная дикими историями нематериального рэкета.
В 2009 году они требовали взыскать с организаторов концерта Deep Purple деньги за исполнение песен Deep Purple группой на собственном концерте.
В 2010 году РАО требовала с трёх российских филармоний деньги за исполнение произведений композиторов, умерших двести лет назад. В том же году организация подала в суд на издательство "ОГИ" за публикацию на сайте стихов Александра Галича. Одного стихотворения.
Однако ни группа Deep Purple, ни мёртвые композиторы, ни наследники Александра Галича не имели претензий к тем, к кому имело претензии РАО.
РАО просто любит взыскивать деньги.
За свои непрошеные услуги по коллективному управлению авторскими правами РАО берёт 50% от отчислений. Это ничего, что Ян Гиллан этих денег не просил, а Моцарт с Галичем их не получат. Главное — РАО стало богаче.
И если некоторые беды имеют сугубо российский характер, то РАО — беда планетарного масштаба. Не само РАО, а авторское право вообще.
В мире научились регулировать что угодно — от движения по скоростным магистралям до количества генномодифицированных клеток в баклажане. Но не научились регулировать авторское право. Во многих случаях работа соответствующих организаций сводится к защите контента от потребителей.
В Германии я не могу посмотреть на известном видеосервисе большую часть тех роликов, которые смотрю в России. А мой любимый Боб Дилан нанял стадо адвокатов, которое носится по Сети и удаляет все его музыкальные видео. И не важно, откуда вы захотите их посмотреть. Их всего есть штук пять и все в ужасном качестве.
Невротичный лидер группы Radiohead Том Йорк сказал однажды, обращаясь к коллегам музыкантам: "Отчисления? Авторские отчисления? Зачем они вам? Чтобы построить шестой особняк? Скажите спасибо, что вашу музыку хоть кто-то слушает".
В эпоху совершенства технических средств производства количество музыкантов сравнялось с количеством слушателей. И большая часть этих музыкантов готовы раздавать свою музыку бесплатно. Так же как поэты готовы бесплатно читать свои стихи, а писатели распространять свои тексты.
Или за деньги.
Но за деньги поэтам, писателям и музыкантам, а не некоммерческим организациям, где с легкостью распиливают по пятьсот миллионов за раз.