Откуда драконы в Сталинграде?
Надругалось ли новое дополнение для Call of Duty над великой святыней или же позволило взглянуть на неё иначе? У журналиста Лайфа Алексея Карпенко есть ответы.
Фото: © callofduty.com
Футуристический боевик Call of Duty: Black Ops III обзавёлся необычным дополнением. Помимо стандартного пакета пёстрых онлайн-арен игра получила неоднозначную местность для уничтожения нечисти ― Сталинград периода Великой Отечественной войны. Игровой процесс отточен до блеска, атмосфера пронизывает, картинка ― настоящее новое поколение. Но что насчёт морально-этической стороны?
Что за дополнение?
Изрыгающий пламя дракон пролетает над сочащимся кровью Сталинградом. Под адским дыханием чудовища склоняются орды гниющих живых мертвецов и плавятся ржавые остовы автомобилей. И лишь четверо стереотипных интернациональных вояк пытаются сдюжить перед натиском неведомой силы. Задача — выжить. Вот, в общем-то, и вся история.
Само по себе дополнение по-хорошему шаблонное. За 819 рублей вы получаете четыре карты для мультиплеера и одну совершенно новую зомби-кампанию. Карты неплохи, особенно деревня викингов Berserk, но едва ли могут претендовать на звание лучших — за столько лет видали и покруче. А вот с охваченным нежитью "Городом крови" (официальное название Gorod Krovi) всё куда интереснее. Во-первых, как уже было сказано, зомбифицированный Сталинград в качестве места действия. Во-вторых, нетипично тщательная проработка всех аспектов: от роскошного вступления под Ace of Spades дорогой сердцу Motörhead до планировки уровней и кривой сложности. То есть поначалу вы гуляете по апокалиптическому парку, а потом гнильцы начинают ломиться из всех щелей. Как и прежде, для максимального эффекта желательно собрать команду товарищей, но можно играть и в одиночку.
При чём тут Сталинград?
Великая Отечественная как таковая и сталинградские сражения в частности ― тема, которую не принято поднимать в поп-культуре. Условно-достоверные исторические драмы ― всегда пожалуйста. Документальное кино — легко. А вот китч, трэш, ад и карикатурная содомия ― нет-нет-нет, под строгим запретом. Поэтому вы можете представить, насколько творческий порыв авторов Black Ops рвёт шаблоны.Вопрос вот в чём: а имеет ли право рвать? Сталинград — святая святых для любого русского человека, который хотя бы краем уха слышал о Великой Отечественной. Демоны и прочая астральная дичь — не совсем то, с чем ассоциируется город-герой.
Но подумайте, что ваши (пра)дедушки и (пра)бабушки, участвовавшие в сталинградской битве, вспоминали про неё? Моя, будучи 12-летней девочкой, уже впоследствии рассказывала про кошмарные бомбёжки, уносящие одна за другой сотни жизней за раз. Про прятки в расщелине в здании, над которой впоследствии устроится Фридрих Паулюс. Про эвакуацию на эшелоне, где её маме осколок от бомбы попал в ногу, едва не оставив дитя сиротой. Про разлуку, пожирающее одиночество, принятие и непоколебимую волю. Про ад на земле, случившийся на глазах у ребёнка.
Выходит, несмотря на махровую бредятину с зомби и прочей выдуманной мразью, свежий аддон для Black Ops III по-своему достоверен. Недра мира разверзлись, адское пламя день за днём забирает тысячи жизней, полная безнадёга. И в то же время — подвиг.Будучи пошлой пародией на реальные и до боли трагические события, творение Treyarch способно принести пользу. Какую? Да хотя бы познакомить молодёжь, пусть в извращённой и переиначенной форме, с одной из величайших трагедий современной истории. Не будут они вчитываться в статьи, не станут засматривать до дыр хроникальные кадры. Зато "Город крови" вполне в состоянии пройти от начала и до конца.
Стоит ли критиковать?
Стоит отнестись с пониманием.
Передать тот кошмар, что пережили наши (многих уже покинувшие) близкие, в фантасмагорической, фантастической и предельно облегчённой оболочке ― это уже немало. И не заслуживает реального порицания. Это авторское видение и хмурое цифровое напоминание о днях минувших. Чтобы помнили и знали хоть в каком-то виде...