С чего начинали великие? Первые работы авторов Skyrim, Unreal и Warcraft
Мудрец Лао-Цзы говорил: "Великое начинается с малого". История компьютерных игр зародилась в 1947 году с почти невинного развлечения обычных учёных. Но с тех пор многое изменилось...
Нынче индустрия видеоигр не уступает кинематографу — в бюджетах и прибыли уж точно. Однако большинство студий, теперь известных не меньше Columbia Pictures или Universal, начинали свой путь десятилетия назад и вовсе не сразу с крупнобюджетных блокбастеров. Создатели Overwatch, Uncharted, Assassin’s Creed когда-то клепали обучающие игрушки, развлекательные эксперименты и игры для девочек. О них мы сегодня и вспомним.
Square Co.
Чем знаменита: сериями Final Fantasy, Kingdom Hearts
В 1987-м разочарованный жизнью японский геймдизайнер Хиронобу Сакагути, пытаясь как-то спасти студию Square, сотворил "Последнюю фантазию". В случае неудачи он собирался порвать с разработкой игр, а в случае успеха… Впрочем, что произошло в случае успеха, мы и так знаем. Появилась серия Final Fantasy, а Сакагути-сан стал одним из известнейших людей индустрии.
За несколько лет до этих событий будущая звезда игрового небосклона вместе с ещё тремя друзьями-студентами заявила о себе на ниве текстовых приключений. Трилогия The Death Trap, начатая в 1984-м, повествовала об альтернативном развитии истории во времена холодной войны, задолго до появления серии Metal Gear. Примитивная графика, возможность вводить текстовые команды с клавиатуры и даже некоторая нелинейность — так стартовали великие. А ещё там присутствовал персонаж по имени Зидан (это имя хорошо знакомо всем, кто играл в Final Fantasy IX). The Death Trap создали для компьютеров NEC, распространённых исключительно в Японии, но даже это не помешало ей разойтись тиражом в 500 тысяч копий и обеспечить студии Square несколько лет активного творчества.
Naughty Dog
Чем знаменита: сериями Crash Bandicoot, Jak & Dexter, Uncharted, постапокалиптической драмой The Last of Us
В том же 1984-м, но уже в США, появилась игровая студия, название которой сейчас как никогда актуально. Это Naughty Dog — создатели аж трёх знаковых серий для трёх поколений консоли PlayStation. Авторы Crash Bandicoot, Jak & Dexter и, конечно же, Uncharted, чья финальная глава недавно угодила на полки магазинов.
Основатели студии Энди Гэвин и Джейсон Рабин познакомились, когда им было по 12 лет, а их первой совместной игрой должен был стать пиратский порт файтинга Punch-Out! на РС. Друзья корпели над творением больше года, но в итоге всё закончилось печально — весь труд погиб из-за ошибки копирования дискеты! И всё равно юные энтузиасты не опустили руки. Первым официальным плодом их усилий стал Math Jam — обучение математике в игровой форме для компьютера Apple II. Он вышел в 1985-м, когда будущим идеологам Naughty Dog было всего по 14 лет. Кстати, оба основателя покинули студию в 2004 году, успев поучаствовать лишь в самом начале разработки Uncharted.
Bethesda Softworks
Чем знаменита: серией The Elder Scrolls (Arena, Daggerfall, Morrowind, Oblivion, Skyrim) и последними выпусками Fallout
В наши дни компания Bethesda стойко ассоциируется с грандиозными ролевыми мирами и захватывающими историями. А если совсем конкретно — с сериями The Elder Scrolls и Fallout. Обе нынче здравствуют и развиваются, и мало кто помнит, что начинала Bethesda вовсе не с ролевых эпосов, а со спортивных симуляторов.
Считается, что именно Bethesda разработала и выпустила первый спортсим, использующий реалистичную физику. Игра называлась Gridiron! и появилась в 1986 году на платформах Amiga и Atari ST. Пусть все двадцать два местных футболиста были всего лишь точками, Gridiron! оказалась полноценным симулятором с настолько хорошей физикой, что это привлекло внимание Electronic Arts. Начало сотрудничества и дальнейшие судебные процессы между EA и Bethesda оставим за кадром. Главное, именно Gridiron! в некотором роде стала основой культовой в США серии Madden. Bethesda занималась спортивными проектами ещё почти 10 лет и лишь в 1994-м породила The Elder Scrolls: Arena.
Blizzard Entertainment
Чем знаменита: сериями Warcraft, StarCraft, Diablo, самой популярной MMORPG World of Warcraft, онлайн-боевиком Overwatch
Вряд ли вообще существует игровая компания более известная, чем Blizzard. Если возвращаться мыслями в прошлое, то кто-то вспомнит оригинальные Diablo и Warcraft, кто-то заглянет и дальше — в эпоху Lost Vikings и Rock’n’Roll Racing. Но началось всё ещё раньше.
В 1991-м трое выпускников Калифорнийского университета основали компанию Silicon & Synapse. Забегая вперёд, именно она в будущем будет носить гордое имя Blizzard, а двое из трёх первопроходцев до сих пор занимают в ней руководящие должности. Изначально Silicon & Synapse занималась портированием чужих игр с одной платформы на другую и лишь в 1992-м выпустила гонку RPM Racing для SNES. Разработка эта тоже была не совсем оригинальной — идею позаимствовали у Electronic Arts и их знаковой гонки Racing Destruction Set 1985 года. Впрочем, в те времена это был далеко не единственный подобный клон. Так или иначе, но RPM Racing стала первой собственной игрой Silicon & Synapse и основой для создания куда более известной Rock'n'Roll Racing, которая вышла ещё год спустя.
Epic Games
Чем знаменита: сериями Unreal, Unreal Tournament, Gears of War
Так и кажется, что все известные нынче студии начинали не пойми с чего. Но нет, есть и такие, кто хранил и хранит верность жанру. Вот, например, Epic Games — отцы Gears of War и, конечно же, лучшей в мире технологии Unreal. Примечательно, что в 1991-м студия, тогда ещё носившая название Potomac Computer Systems и состоящая ровно из одного человека, заработала известность благодаря проекту ZZT, объединившему в себе черты шутера и среды для творчества.
ZZT даже для своего времени был крайне прогрессивным продуктом. Во-первых, это был хоть и примитивный, но шутер. Во-вторых, в него был встроен редактор с собственным сценарным языком программирования. В-третьих, первый уровень распространялся бесплатно, а за ещё три надо было уже заплатить. Проект оказался столь успешным и удобным, что заслужил не только коммерческий успех, но и на его основе были созданы десятки других творений. Кстати, последняя копия ZZT, согласно данным его создателя, была продана в 2013-м, спустя 22 года после релиза.
Bungie
Чем знаменита: сериями Marathon, Myth, Halo и онлайн-боевиком Destiny
Ещё одна студия, чьё название неразрывно связано с эталонными боевиками (особенно среди владельцев консолей Xbox) — это Bungie. Её история тесно перекликается с историей Epic Games. Это тоже студия одного разработчика, она тоже была создана в 1991-м, и её первая игра оказалась шутером. Называлась она Operation: Desert Storm.
Танковый шутер-стратегия с видом сверху, посвящённый актуальной в то время войне в Персидском заливе, привлёк к себе внимание, согласно данным о продажах, как минимум 2500 человек. В Operation: Desert Storm 20 уровней, достоверная карта мест боевых действий и гигантская голова Саддама Хусейна в качестве финального босса. Но, кстати, формально первой игрой Bungie был клон Pong под названием Gnop. Правда, распространялся он совершенно бесплатно, так что не может считаться коммерческим проектом.
BioWare
Чем знаменита: сериями Baldur's Gate, Mass Effect, Dragon Age, первыми частями Neverwinter Nights и Star Wars: KotOR
BioWare давно уже вписала своё название золотыми буквами в историю видеоигр в целом и ролевых эпосов в частности. Но проба пера создателей Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Dragon Age и Mass Effect состоялась в несколько другом жанре — симуляторах гигантских боевых роботов.
Игра Shattered Steel выглядела как MechWarrior, игралась как MechWarrior и только называлась по-другому. И именно она стала путёвкой BioWare в мир больших разработчиков. Пять этапов по двадцать уровней в каждом, семь роботов, встроенный редактор и мультиплеер на шестнадцать человек — Shattered Steel считалась весьма прогрессивной по меркам своего времени. Хотя это был 1996 год и игры уже начали потихоньку становиться похожими на то, что мы привыкли видеть сейчас. Кстати, создатели Shattered Steel познакомились друг с другом во время учёбы в медицинском университете, а производство их первого проекта обошлось в 100 000 долларов.
Ubisoft Montreal
Чем знаменита: сериями Prince of Persia, Splinter Cell, Assassin's Creed, Far Cry, Watch Dogs
Последняя по порядку, но не по значению — студия Ubisoft Montreal. Сейчас, когда мы знаем и Assassin’s Creed, и Far Cry, и Prince Persia, и Watch Dogs, крайне сложно представить, что канадское подразделение Ubisoft было создано ради эксперимента. В 1997-м в офисе новой студии не было ни одного человека, который умел бы делать игры. Лишь молодые и амбициозные энтузиасты с полным отсутствием рамок и границ. Судя по тому, что Ubisoft Montreal достаточно быстро превратилась из экспериментальной студии в локомотив разработки Ubisoft, расчёт оправдался.
А начинали монреальцы с приключенческой игры для девочек. Даже не так — первой в истории приключенческой игры, ориентированной именно на подобную аудиторию. История малышки Лауры и её путешествия по кукольному домику в Laura's Happy Adventures стала весьма популярной, так что ближайшие годы Ubisoft Montreal продолжали совершенствовать именно эту концепцию... пока в 2002-м наконец не переключились на Tom Clancy's Splinter Cell. Боже, храни 2002-й!