ABZU — оргазм Жака-Ива Кусто
Солнце игриво пляшет по поверхности океана и растекается по волнам мириадами бликов. Какие тайны скрываются в этой бездонной манящей синеве?
Под водой — фантастический мир невообразимых цветов, оттенков и звуков. Тысячи рыб, сверкая чешуйками в косых лучах солнечного света, обтекают ныряльщицу. Девушка в чёрном гидрокостюме передвигается с дельфиньей грацией — нырок, сальто, кувырок.
Хотя дебютное творение калифорнийской студии Giant Squid выглядит как симулятор подводного плавания, это не игра в привычном смысле слова. Интерфейса, карты, чётких целей или подсказок нет. Героине не нужно сражаться с врагами или заботиться о выживании. Здесь нельзя погибнуть или задохнуться от нехватки кислорода.
ABZU — медитативное произведение о наслаждении каждым мгновением. Ода безмятежным кувыркам и ныркам с дельфинами, гимн плаванию на черепахе сквозь леса мерцающих водорослей. Она обволакивает умиротворяющей атмосферой, погружает в водоворот эмоций и переживаний и мчит, мчит вперёд. По пещерам и коралловым рифам, по расселинам и руинам древних городов.
Вокруг девушки расстилаются пёстрые красоты царства Нептуна. Будто кто-то отобрал самые зрелищные выпуски "Одиссеи команды Кусто" и "Голубой планеты" и, поиграв с фильтрами и яркостью в Prisma, превратил документальные кадры в ожившие картины Матисса и Поллока. Вместо холста — лимонно-жёлтые извивы океанического дна, бирюзовые грозди кораллов и перламутровые зигзаги водорослей. Вместо мазков кисти — стайки синих, красных, оранжевых рыбок, которыми природа пишет нескончаемые пейзажи подводной жизни. И у каждой картины — неповторимое звучание.
Вкрадчивые переборы арфы оттеняют шумы и вибрации морского дна, энергичные скрипичные трели подчёркивают стремительность полёта в глубоководном туннеле со стаей огненно-красных окуней. Великолепная оркестровая музыка, сочинённая Остином Уинтори (композитор игр Journey, The Banner Saga и Assassin’s Creed Syndicate), задаёт тон и настроение подводному странствию.
ABZU чарует не только яркими пейзажами, но и самой правдоподобной симуляцией океанической флоры и фауны. В безумном танце на экране вальсируют мириады созданий. Большие особи лопают маленьких, кашалоты охотятся за планктоном, черепахи пощипывают водоросли. Морское дно пульсирует разноцветными анемонами, морскими ежами и лилиями. Настоящий виртуальный аквариум! Только и успевай делать эффектные снимки для обоев рабочего стола.
Даже если вы никогда ранее не притрагивались к компьютерным играм, запустив ABZU, вы почувствуете себя как рыба в воде: настолько здесь отзывчивое управление и простая для навигации структура уровней. Ныряльщица перемещается от одной огромной залы к другой, а размеренное изучение окрестностей перемежается скоростными заплывами по глубоководным туннелям. Загадки — примитивнее некуда. При помощи звуков, напоминающих писк эхолокатора, девушка запускает древние механизмы, открывающие врата в другие локации. Или активирует дронов, чтобы с помощью этих юрких роботов канареечного цвета проламывать коралловые преграды. Заблудиться сложно, ведь каждый этап — это громадный аквариум.
ABZU, подобно недавнему платформеру Inside, рассказывает историю без слов, намеренно опуская важные детали. Как зовут героиню и какова цель её одиссеи? Что за цивилизация воздвигла город на дне морском, а затем исчезла? Разворачиваются ли события на Земле или на другой планете? На многие вопросы можно получить ответы, если внимательно рассматривать фрески в затопленных храмах. Но отдельные тайны придётся разгадывать самостоятельно, составляя свою интерпретацию событий.
Нарочитый минимализм объясняется тем, что авторы не собирались делать реалистичный симулятор дайвера. Они лишь попытались передать игровыми средствами ощущения, которые возникают во время ныряния с аквалангом. Руководитель студии Мэтт Нава — сертифицированный дайвер и с детства влюблён в море. Он не понаслышке знает, какую гамму эмоций испытывает человек, погружаясь в царство безмолвия. Не новичок он и в игровой индустрии: перед тем как в 2013-м основать независимую студию Giant Squid, Нава успел поработать арт-директором в thatgamecompany. Благодаря его стараниям шедевральные Flower (2009) и Journey (2012) обрели уникальное оформление.
Узнаваемый стиль Навы заметен и в его новом творении. Да что там заметен! ABZU впору именовать Journey 2: детище Giant Squid старательно копирует структуру знаменитой игры thatgamecompany о странствиях, заменив пустыню океаном (были полёты на воздушных змеях — теперь летаем на морской фауне). Даже композитор у обеих игр тот же. Это не хорошо и не плохо, это лишь констатация факта: Journey — первая познакомила мир с идеей "игры как путешествия по эмоциональным состояниям". Детище Giant Squid обречено оставаться в тени этой славы. Скопировать легко, сложно — быть первым.
ABZU не претендует на лавры откровения года и не пытается казаться больше и умнее, чем она есть. Перед нами — отличная интерактивная медитация. Искусно подбирая визуальный и звуковой ряд для каждого мгновения одиссеи, создатели управляют переживаниями играющего, как опытный дирижёр оркестром. За те два-три часа, что занимает океаническое путешествие, вы испытаете безмятежность, радость, печаль, восторг и даже экстаз. И непременно захотите погрузиться в этот мир дзен-буддистского спокойствия снова. Ведь, как говорил Жак-Ив Кусто, "океан, единожды очаровав вас, никогда не выпустит из своих объятий".
Достоинства:
- роскошный визуальный стиль;
- чарующий саундтрек Остина Уинтори (Journey, Assassin’s Creed Syndicate);
- сеанс игры подобен медитации;
- потрясающе достоверная симуляция подводной флоры и фауны;
- ABZU дарит чувство единения с природой.
Недостатки:
- слишком быстро заканчивается;
- перед нами скорее арт-инсталляция, чем полновесная игра;
- головоломки чрезмерно просты.