"Джейсон Борн": старый шпион против красотки-хакера
1 сентября в российский прокат выходит "Джейсон Борн" — продолжение трилогии о супершпионе, который способен убить человека ножкой стула. Кино получилось как никогда актуальным: теперь Борн сражается не столько с ЦРУ, сколько с системой всеобщей слежки за гражданами.
Кадр фильма "Джейсон Борн"/ © Кинопоиск
Бывший наёмный убийца ЦРУ по имени Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) 12 лет скрывался от спецслужб и участвовал в подпольных боях. От выбивания дури из татуированных качков его отрывает Ники Парсонс, которая украла у ЦРУ важные данные. Борн возвращается в дело и тут же становится мишенью для экс-работодателей. Выслеживать шпиона вызывается Хизер Ли (Алисия Викандер) — хакерша, способная стереть данные с ноутбука с помощью смартфона.
Мы живём в эпоху постаревших шпионов. Не поймите неправильно, Джеймс Бонд, Итан Хант и Джек Бауэр всё ещё метко стреляют, но в мире большого шпионажа они стали устаревшими моделями. Как Т-800 в "Терминаторе". Их наследники не бегают по крышам, а сидят в тёмных комнатах перед мониторами. Чтобы похитить, им не нужно проникать на охраняемые объекты и болтаться на тросах, как Том Круз. Нужно просто пристально посмотреть на экран, постучать по клавишам. Их глаза — тысячи видеокамер по всему миру, их уши — записывающие устройства в каждом телефоне. На смену шпионам пришли хакеры, которые без лишних пыли и шума делают всю грязную работу.
Такой человек в ЦРУ есть, и именно он становится главным противником Борна (а вовсе не дуболом в исполнении Венсана Касселя). Хизер Ли способна предугадать его маршрут, мгновенно выследить и без проблем выйти на связь.
Среди всех сюжетных дыр "Джейсона Борна" главная заключается в совершенно пустом желании ЦРУ вернуть в свои ряды бывшего оперативника. Зачем, если шпионам больше не нужно знать две тысячи способов вывести врага из строя? По-хорошему, фильм должен рассказывать о том, как герои вроде Хизер вытесняют традиционных шпионов.
Вместо этого авторы начинают активно обкатывать повестку дня. С экрана неоднократно звучит имя Эдварда Сноудена, дабы зритель не забыл, что перед ним актуальное кино. Отечественным кинематографистам на заметку: будете снимать шпионский боевик, поминайте почаще Ирину Яровую. Глядишь, уровень злободневности повысите.
Проблема в том, что "Борну" совершенно нечего сказать. Вот сидят, значит, люди на кухне и думают, что лучше — по-новому им жить или по-старому. Один говорит, давайте за всеми следить будем, но чтобы и муха не проскочила. Короче, меняем приватность на безопасность. А второй говорит, нет уж, не хочу я, чтобы спецслужбы знали, на каких порносайтах я сижу, пусть как раньше будет. Вдруг на кухню заваливает Джейсон Борн и кладёт философскому диспуту конец, предложив просто прокатиться по городу и сбить пару-тройку фонарных столбов.
А когда сказать нечего, в ход идут зрелища. И тут "Джейсон Борн" верен себе: припадочная камера, безумные автомобильные трюки и жёсткие потасовки всё ещё при нём. Однако сейчас это выглядит как аккуратная стилизация. Последний Борн с Дэймоном выходил девять лет назад, и с тех пор формула успеха несколько устарела. Так что снимайте или кино о продвинутых хакерах, или смехопанораму в духе "Кингсмен" и "Шпиона". Шпион с серьёзным лицом уже ушёл в прошлое.
"Джейсон Борн" в российском прокате с 1 сентября.