Киногопник Джейсон Стэйтем
За почти два десятка лет карьеры Джейсон Стэйтем стал для россиян и россиянок легендарным персонажем. Вокруг персоны актёра в Интернете построена особая мифология "настоящего мужчины с большой "М", в которой от его лица даются советы о мужском поведении, дружбе и отношениях с противоположным полом. Проблема в том, что практически все высказывания Стэйтема там поддельные, а сам Стэйтем, судя по его интервью, ничем не отличается от гопника из Бирюлёво.
Кадр из фильма "Адреналин" Фото: © Kinopoisk
Английский актёр Джейсон Стэйтем работает с продуктивностью конвейерного станка. За последние 18 лет он снялся в 37 фильмах — актёра можно наблюдать на экранах дважды в год. При этом Стэйтема нельзя назвать плохим актёром, ведь и актёром-то его можно назвать с трудом. Эмоциональная гамма Стэйтема заставляет даже сдержанного Киану Ривза, всю карьеру играющего одними бровями, считать гениальным.
Немаловажный факт: Стэйтем пришёл в кино с улицы. До появления в фильме "Карты, деньги, два ствола" он занимался торговлей ворованными драгоценностями на лондонских улицах. То есть его фирменное лицо уголовника — это не результат каких-то актёрских техник, а печать криминального прошлого.
Российские женщины от Стэйтема без ума. Причины бешеной популярности фан-клубов актёра в провинциальной России легко объяснить: в отдалённых субъектах нашей необъятной родины до сих пор отбор мужчин часто идёт по принципу "не сидел — не мужик". В социальных сетях сотни тысяч женщин собираются в "пабликах ждуль" — сообществах, где женщины верно ждут из тюрьмы убийц, воров, а зачастую и насильников.
И тут лысый актёр с волчьим оскалом, намертво застывшим на лице, конечно, попадает в цель. Если разбираться, то он получается более приспособленной для экрана версией того соседа с верхнего этажа, что был у каждого второго россиянина. Соседа, у которого всегда были проблемы с законом, а потом он на несколько лет пропал и вернулся молчаливый и без волос на голове.
Стэйтем нашёл путь и к сердцу многих российских мужчин. В каждом своём фильме он сквозь зубы цедит оскорбления, ломает носы одним ударом, водит дорогие машины и при этом испытывает по поводу всего происходящего ровно ноль эмоций. В жизни Стэйтем встречается с моделью нижнего белья Роузи Хантингтон-Уайтли, что дополняет портрет окончательно.
В принципе Джейсон Стэйтем — самый русский актёр из тех, кто не может сказать по-русски ни одного слова. То, что он родился в Англии и снимается в США, ирония судьбы и трагическая случайность. Просто представьте, как бы органично он выглядел в кожанке и джинсах в декорациях "Брата", "Бумера" или "Бригады".
А феномен, когда в пабликах ВК размещают ничего не значащие фразы и откровенные глупости, приписывая их авторство Джейсону Стэйтему, очень легко объяснить. Отдельно выражению "Бегать за овцами — удел баранов" явно недостаёт силы и стоящего за ней авторитета, а добавишь фотографию и имя Джейсона, так сразу понятно: серьёзный человек, знает о чём говорит.
Странно, что именно Джейсоном Россия решила затыкать свои дыры в авторитетах для молодёжи. Торговец ворованными "Ролексами" из Лондона, которого заметил молодой Гай Ричи и дал первую роль, превратился в героя трёх десятков абсолютно одинаковых фильмов, ни один из которых невозможно вспомнить уже через день. Абсолютно невыдающийся, лишённый таланта актёр, сквозь строчки интервью которого видно, что он сам с трудом понимает, как ему так в девяностых фартануло, и что теперь с этим делать.
Среди русских видеопрокатов в девяностых ходила известная история: фильмы со Стивеном Сигалом выходили по два-три в год, и переводчики устали адаптировать ничего не значащие названия вроде "Смерти вопреки", "Отмеченный смертью" или "В смертельной опасности" и приняли решение просто назвать все фильмы "Нико" и менять номер с каждой новой картиной. Прокатов было много, и появлялась путаница: "Нико-7" в одном мог быть "Нико-9" в другом. Но никто не жаловался, потому что фильмы уже давно перестали отличаться друг от друга и образовали собственный жанр "фильмов со Стивеном Сигалом".
Вот и Джейсон Стэйтем, получив внимание студий и почти сорок ролей, уже двадцать лет прыгает и дерётся, а потом приходит домой к девушке-фотомодели. На журнальном столике полдюжины сценариев дурацких криминальных боевиков — карьерное топливо на будущие годы. Серьёзные роли, хорошие режиссёры, неожиданные актёрские задачи, смена карьеры, как у Мэттью Макконахи, который играл в плохих фильмах, а потом вдруг стал играть в великолепных, — нет, зачем?
Настоящий, если подумать, Иван-дурак.
Читайте также: Джейсон Стэйтем признал, что ему лучше всего удаются роли в боевиках
Минкультуры сдвинуло боевик с Джейсоном Стейтемом ради российских фильмов