Александр Незлобин: За "Жениха" мне не стыдно
Режиссёр новой российской комедии "Жених" рассказал о стендапе, своей диджейской карьере, шутках про Тимати и проблемах с видеоблогерами.
У тебя интересный творческий путь: сначала стендап, потом диджеинг, теперь вот режиссура. Ты ищешь себя или доказываешь, что талантливый человек талантлив во всём?
Не знаю, надо спросить тех, кто был на моём диджеинге. (Смеётся.)
Я с девятого класса мечтал стать режиссёром. Я рад, что я попал в "Камеди клаб", потому что он дал мне огромнейший толчок и базу в общении и работе. Очень много я понял и про юмор. Я считаю, что именно там я многому научился. И вот пришёл в режиссуру. Насколько удачно — пускай решат зрители. Многое зависит от того, как они отреагируют. На мой взгляд, вышла нестыдная работа. Я делал всё с таким прицелом, чтобы моя дочь, когда захочет посмотреть, чем занимался её отец, не была разочарована.
Мне предлагали много ролей. Я скрепя сердце отказывался от больших денег, правда. И часто потом благодарил судьбу за то, что я сделал этот выбор, потому что моя дочь не увидит меня в этом. Сейчас выходит очень много плохих комедий. Я знаю, как их производят — за месяц или за два. Есть хорошее слово "клепают".
Если вбить в "Гугл" "Александр Незлобин", то первой выскакивает ссылка на твой известный десятиминутный монолог про Black Star Mafia и Тимати. А они, по слухам, не очень любят шутки о себе: недавно известного видеоблогера, по его словам, побили за постоянные подколки в Интернете. Как у тебя с запретными темами и персонами в юморе?
Я, напротив, считаю, что ребята из Black Star Mafia обладают самоиронией. Тот же Тимати сам смеётся над собой и позволяет смеяться над ним. И это круто. У нас, кстати, мало кто на эстраде обладает самоиронией. Я считаю, что если кого-то что-то обижает, то это говорит, что человек этот несильный либо у него есть какие-то комплексы и проблемы. Если про меня будут шутить, а я буду обижаться — у меня есть проблемы.
Никто из Black Star Mafia мне после выхода монолога не звонил, не ругался. Я очень надеюсь, что никого не обидел. Потому что я тоже в этом плане робкий: "ой, сейчас обидятся", "ой, сейчас придут". Я очень переживаю всё время за всех. И зря. Потому что слишком много уделяю этому внимания.
Запретные темы — это когда несмешно. Можно шутить и про религию, мне кажется, и про политику, если это остроумно. Хорошее слово "остроумно", надо в него вдуматься, не зря Мартиросян очень часто это слово говорит. Не надо, чтобы всё было просто "весело", надо, чтобы был острый ум.
Ты сценически удобно расположился между Москвой и провинцией. Для москвичей ты в образе "понаехавшего", а в провинции тебя воспринимают как москвича. Шутки от этого тоже меняются? В Москве смеются над провинциальными темами, а в провинции над столицей?
А как мне ещё шутить? Я приехал из маленького города в большой, в который все приезжают, жаждая славы и наживы, в основном наживы, вот я про это и шучу. Я шучу про свою жизнь. Смысл стендапа в том, что ты про свою боль и переживания рассказываешь, а люди над этим смеются и ты избавляешься от этого груза комплексов. И это круто. Если ты толстый — пошути про это первый. Пока публика не пошутила. У меня и говорок сохранился.
Ты десять лет в Москве, а говорок и правда всё ещё есть. Ты как-то отдельно над ним работаешь, чтобы он сохранился, что ли?
Есть один человек из моего родного Полевского (Свердловская область. — Прим. Лайфа), который мне периодически звонит и говорит: "Надо на сценическую речь идти, ты дальше просто без этого не пробьёшься". Ну, он человек с театральным образованием. "Тебе же надо, тебя никуда не берут", — говорит он, а я ему отвечаю: "Предлагают, я не хожу просто". Он считает, это всё говор, его надо убрать.
А потом я приезжаю в Москву, и мне говорят: "О, ты ж с Урала". Приезжаю на Урал: "Ты как москвич разговариваешь".
В своё время ты занимался сериалом "Неzлоб", который придумал, написал и поставил сам, а также сыграл в нём главную роль. За рубежом комики делают то же самое: Луи Си Кей и Азиз Ансари, например. Это теперь этап в творчестве любого комика — снять про себя сериал?
У меня были друзья: Саша и Наташа. Они очень смешно выступали на сцене в КВН, и я захотел сделать нечто подобное, похожее на сериал "Саша и Маша". Хотел показать их жизнь. У нас были такие сюжетики написаны, и Женя Никишев, продюсер ТНТ, сказал: "Вам осталось до полноценного сериала чуть-чуть докрутить". Мы и докрутили.
И я решил сыграть себя, потому что больше никого не смогу: я же не актёр. Так и получился сериал про стендап-комика со мной в главной роли. И это у нас в России всех и бесит: мол, ты кто такой, о себе сериал снимать? Возможно, надо было назвать сериал "Денис Витальевич", он оказался бы более популярен, потому что люди бы не отторгались из-за того, что это мой сериал про меня. Хотя он прошёл довольно успешно, у нас есть заказ на второй сезон. Мы написали 12 серий, потом удалили сценарии и заново написали шесть. Потом эти шесть удалили и написали одну, которая нам нравится. Когда он выйдет, понятия не имею. Для себя я пишу гораздо дольше, чем для кого-то.
Какие зарубежные стендап-сериалы тебе по душе?
Из зарубежных сериалов мне нравится "Сайнфелд". "Луи" тоже нравится. Мне кажется, что это шедевральный сериал. У него не очень широкая аудитория, но многие люди его знают. В России на центральном телевидении такой сериал, конечно, не сделаешь, потому что он очень специфичный.
Перейдём к малоизвестной части твоего творчества — к диджейству. Я послушал твои миксы — они отличные. Почему ты завязал?
Чувак, перестань. (Смеётся.) Это было тысячу лет назад. Завязал я потому, что после 30 лет очень тяжело ложиться спать в три-четыре часа ночи, когда потом у тебя самолёт в семь утра и так далее.
Самая моя большая проблема с диджеингом — я не умею танцевать за пультом. Все популярные диджеи танцуют, заводят толпу, а я стою и стесняюсь — такой "да, вам правда нравится?".
Иногда клубы продавали на меня билеты не очень честно. Люди шли на меня как на комика, а приходили на меня-диджея.
В итоге это было невыгодно финансово и вредно для здоровья. Поэтому пришлось завязать. Я ведь не из тех, кому пишут диск готовый и он потом делает вид, что он музыку сводит и зарабатывает на этом. Мне хотелось самому всё делать, но это очень долго, надо самому собирать музыку или писать её. Иногда даже сутками. А у меня нет на это уже времени. Но когда-нибудь… в шесть утра выступлю на "Кинотавре" пьяный с айфоном.
Существуют видеоблогеры в Интернете, которые только и занимаются тем, что ругают русские фильмы в пух и прах, зарабатывая на этом деньги. Рано или поздно они и до "Жениха" доберутся. Что чувствуешь в связи с этим?
Мне не очень нравится, когда у людей есть к вещам какое-то предвзятое отношение. Когда в Интернете или в "Инстаграме" люди пишут "фигня", а сами даже не видели. Ты приди в кино, сделай вывод сам.
Я знаю людей, которые снимаются в плохих комедиях. Я знаю даже людей, которые снимают плохие комедии. И я, конечно, не понимаю, для чего они это делают, потому что денег они этим тоже не зарабатывают. Они не стараются, это факт.
Я каждый раз, когда выпускаю фильмы сам или со своим участием, думаю, что в этот раз люди точно скажут "всё русское кино плохое, а вот этот фильм хороший". Но сейчас мне стало интересно, а аудитория этих видеоблогеров ходит в кино? Или они всё время дома сидят? Кто эти люди? Вот у меня среди знакомых — а их много — нет людей, которые оставляют в Интернете негативные комментарии: с матом и так далее. Это, наверное, такой способ самореализации и избавления от комплексов.
Странно, что у нас в России появляется комьюнити ненавистников русского кино, а ведь действительно выходят хорошие фильмы. Просто редко выходят. Но выходят.
Сейчас стендап с интернет-площадок вытесняет батл-рэп, становясь всё более и более популярным. Не планируешь сменить поле деятельности и уйти в хип-хоп?
Это удивительно. Прямо в последнее время как попёрло… Я же тоже иногда смотрю батлы, вы не думайте, мы смотрим всё, мы такие же точно потребители развлечений, как и все. Смотрим, перекидываем друг другу, даже когда ужасные исполнители читают — смотрим и смеёмся. Круто, ребята молодцы. Они творчеством занимаются. Может, даже искусством в какой-то степени. Хотя "искусство" тут — громкое слово, я его и к себе-то не применяю. Но круто, что это есть. Круто, что люди идут не убивать медведя, чтобы поесть, а другими навыками зарабатывают.
Пускай это такие американизмы, но эти вещи всё равно постепенно русеют. Стендап же тоже не у нас начался, но у нас на каждой кухне был стендап, всю жизнь. Просто сейчас его по телевизору смотрят.
Что после режиссуры будешь делать?
Зависит от того, как на "Жениха" отреагирует зритель. Сейчас я просто пойду спокойно сниматься в "Камеди клаб". Я как раз научился сочетать это с нормальным количеством сна. До ноября буду выступать там, в декабре съезжу в санаторий, а дальше всё будет зависеть от того, как "Жених" сработает. Есть у нас с Сергеем Светлаковым идеи, что делать дальше, но сейчас важно, как оценят мой режиссёрский дебют.