Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 сентября 2016, 05:00

Кто крайний за авторскими правами?

Минкомсвязи РФ, Минкультуры РФ, Минэкономразвития РФ и аккредитованные агентства по управлению правами не могут решить, кто именно должен контролировать отрасль.

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/opensource.com/Radio Campus Tours 99.5 FM

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/opensource.com/Radio Campus Tours 99.5 FM

Вялотекущая война между агентствами по управлению авторскими правами, в результате которой глава РАО оказался за решёткой в качестве подозреваемого в совершении мошенничества в особо крупном размере, а само РАО, по словам его представителей, подвергается рейдерской атаке, привела к тому, что "процентом Михалкова" и другими сборами заинтересовалось государство. В результате модернизировать работу с авторскими правами в России хотят целых три министерства, а изменений уже установленных правил не хотят имеющиеся игроки рынка и мейджоры, привыкшие к уже сложившемуся рынку. В хитросплетениях борьбы за право управления коллективными, индивидуальными и другими авторскими правами попытался разобраться Лайф.

В августе 2016 года Минкомсвязи России выпустило законопроект, вносящий поправки в Гражданский кодекс относительно регулирования рынка интеллектуальных прав в России. В этой сфере госаккредитация останется всего у одной организации в стране — взимающей "налог на болванки", а прочие права, авторские и смежные, оставят без госаккредитации.

Согласно плану Минкомсвязи, единственная аккредитованная организация, которая будет определяться раз в четыре года, позволит упорядочить рынок управления авторскими правами в стране.

Коллективное управление правами с госаккредитацией — многомиллиардный бизнес. Само по себе коллективное управление — прогрессивная идея. Много авторов или исполнителей поручают одной организации собирать для них деньги, чтобы не договариваться с каждым кафе или дискотекой. Но государственная аккредитация от Минкультуры даёт право собирать деньги от имени всех творцов мира, которые не потрудились отказаться от сотрудничества.

28 июня 2016 года был заключён под стражу генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Российское авторское общество имеет госаккредитацию и собирает больше 4 млрд руб. в год. Следствие подозревает Федотова в незаконной продаже трёх зданий в Москве. Спустя всего месяц с небольшим Минкомсвязи публикует новый законопроект, в котором не останется места ни РАО, ни ВОИС (аккредитована на сборы в пользу исполнителей и медиакомпаний, 1 млрд в год), ни другим обществам, защищающим интеллектуальные права, а на их место придёт новый регулятор, получивший "лицензию" на управление авторскими правами по правилам из "Телеграфного замка".

— Наше предложение основано на создании конкурентного рынка управления авторскими правами. Также министерство не заинтересовано в появлении множества конкурирующих обществ. Именно поэтому созданы механизмы контроля отчётности и минимального количества участников для обществ коллективного управления, — поясняют в пресс-службе Минкомсвязи РФ.

При этом саму функцию аккредитации единственного избранного общества в Минкомсвязи предполагают оставить в ведении Министерства культуры РФ.

Если коротко, то идея Минкомсвязи состоит в том, чтобы монополизировать только сферу личного копирования. То есть и так называемый 1% Михалкова. Российский союз правообладателей, основанный Никитой Михалковым, сейчас собирает больше 2 млрд ежегодно.

В Минкомсвязи полагают, что госконтроль тут необходим потому, что этот сбор максимально приближен по своей сути к фискальному сбору или налогу.

Воплощение нового законопроекта в жизнь сейчас более чем возможно, пока существующие игроки рынка заняты междоусобной склокой, которую некоторые представители РАО даже называют "рейдерской атакой", и не могут сообща защищать интересы отрасли.

При этом в Министерстве культуры России план Минкомсвязи РФ не одобряют. И на запрос Лайфа ответили, что не поддерживают и текущую (уже третью) версию законопроекта.

— Не исключено, что Минкомсвязи, пытаясь продвинуть свой законопроект об авторских правах, таким образом "мстит" Минкультуры за их прошлогоднюю идею "глобальной лицензии на Интернет", — предполагает один из представителей аккредитованного авторского общества, пожелавший остаться неназванным.

То есть за то, что Министерство культуры в прошлом году попыталось зайти на "поляну" Минкомсвязи, Минкомсвязи сегодня атакует вотчину Минкультуры.

Вместе с тем мировая практика управления авторскими правами показывает, что частные компании управляются с охраной интеллектуальных прав лучше, чем государство. "Как правило, частная организация лучше соответствует природе требующих коллективного управления прав, которые сами по себе являются частными правами индивидуальных правообладателей, а также самой цели коллективного управления правами" — цитата из исследования Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за 1990 год.

Тем временем в конце августа в игру включилось Минэкономразвития. Это ведомство предложило ещё больше "огосударствить" сферу интеллектуальной собственности. Сегодня авторскими и смежными правами занимаются общественные организации. В Минэкономразвития предложили организовать для этого публично-правовые компании. Закон о таких компаниях подписан президентом в июле — для их создания выпускают специальный закон или президентский указ, такие компании отчитываются перед Счётной палатой и проходят аудит.

Сами игроки рынка авторских прав скептично настроены к идее его передела.

— При создании аккредитованных организаций по управлению авторскими правами на коллективной основе в форме публично-правовой компании правообладатели будут лишены возможности осуществлять управление компанией. Действующая организационно-правовая форма ОКУП, основанная на членстве (общественная организация), широко используется в международной практике и соответствует рекомендациям Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), — считает советник генерального директора РАО Иван Ким.

А вот плательщики 1% и получатели отчислений просят изменить текущее положение дел.

— Сейчас РСП даёт нам отчётность с опозданием на два с половиной года, РАО — на два года, — рассказал Дмитрий Серегин, гендиректор "РДС рекордс". — Нынешняя система коллективного управления исчерпала себя. Образовался закрытый клуб людей, они считают, что знают, как лучше — но только для себя, а не для всех участников рынка. Реформы опоздали. Накопилось недоверие к самой системе.

— Мы однозначно поддерживаем предложение Минэкономразвития ввести жёсткий госконтроль через введение публично-правовой компании, — говорит Антон Гуськов, представитель РАТЭК (Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники). Компании из РАТЭК не пишут стихов и песен, но именно они платят РСП 1% от таможенной стоимости ввозимой в Россию записывающей техники.

Однако представители музыкальной индустрии, ради которых теоретически и стараются в Минэкономразвития, выступили против перехода коллективного управления в руки государства. В письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову они выразили обеспокоенность планами очередного госведомства в этой сфере.

В настоящее время борьба за возможность собирать деньги с правообладателей до сих пор не закончена. Существующие организации предсказуемо выступают против новых правил игры, в которых им не останется места. Однако интерес сразу трёх федеральных министерств к реформированию отрасли делает эти изменения вполне вероятными. Не исключено, что в самое ближайшее время авторскими правами заинтересуется и новый состав Госдумы, который был определён всего пару дней назад.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar