Режиссёр "Маши и Медведя": Мы обогнали по вредности "Тома и Джерри"
Мультипликатор Наталья Мальгина заметила, что при этом агрессивной главную героиню — девочку Машу — назвать нельзя.
ЕВГЕНИЯ АРТАМОНОВА: Психологи составили рейтинг самых вредных детских мультфильмов. "Машу и Медведя" поставили на первое место, дальше — "Монстр Хай", на третьем месте — "Губка Боб — квадратные штаны". После этого создатели сериала выразили возмущение данным рейтингом, обратились в Ассоциацию детских психиатров и психологов России, которые потом опровергли вредность мультфильма и предположили, что информация о вреде является намеренной антирекламой мультсериала.
НАТАЛЬЯ МАЛЬГИНА: Я думаю, кто-то что-то брякнул — и подхватили новости, какие-то каналы, не проверив достоверность, как у нас часто бывает.
Е.А.: Надо сказать, это не первые выпады в адрес мультсериала. Жаловались, что после просмотра дети начинают подражать Маше, как написал наш слушатель, а она — активная девочка, много шалит и иногда вредит Медведю.
Н.М.: Мы стараемся избегать агрессии и некорректных ситуаций, насилия. Мы ни в коем случае никогда не показываем переезд Маши на велосипеде через железную дорогу. Но по поводу вредности или невредности — я думаю, что каждый родитель вправе решать для себя и своего ребёнка и вправе не показывать ему, если считает, что это вредно. По поводу списка, в котором мы на первом месте, — на втором месте где-то был "Том и Джерри". Олег сказал: "Хоть в чём-то мы "Том и Джерри" опередили".
Полную версию программы читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.
Е. АРТАМОНОВА: У нас сегодня в гостях Наталья Мальгина, один из режиссёров-мультипликаторов анимационной ленты "Маша и Медведь". Наталья, добрый вечер!
Н. МАЛЬГИНА: Добрый вечер!
Е.А.: История простая. В первой серии Маша — девочка, которая живёт где-то в лесу, — выходит из своего домика, находит домик Медведя, его в это время нет. Она начинает там шалить, прыгать на кровати.
Н.М.: Делать то, что делает обычный ребёнок, когда дома никого нет.
Е.А.: Какие-то вещи переставляет, потом приходит Медведь, находит её, он в шоке. Уводит её из дома, оставляет в лесу. Затем понимает, как же он оставил ребёнка в лесу, находит Машу.
Н.М.: Начало большой дружбы.
Е.А.: И во всех сериях Маша так или иначе шалит и не даёт спокойной жизни Медведю. Не очень понятно, нравится это Медведю или нет. Наверное, да, всё-таки эта дружба есть. Наталья, вы один из режиссёров-мультипликаторов. В открытых источниках есть информация, что вас 11 человек. Как вы делите сферы? Или всё вместе придумываете?
Н.М.: У нас сейчас одновременно в запуске четыре серии в параллели, на разных стадиях: какая-то серия только начинается, у какой-то — разгар, третья несётся на всех порах, уже виден конец. Чтобы нам выдавать раз в месяц эпизод, приходится такой ступенчатой системой пользоваться. Ещё есть Денис Червяцов, который занимается спин-оффом, — это машины страшилки. До этого были машины сказки. Одновременно где-то четыре режиссёра работают. Один или два человека ушли, не все остались с самого начала.
Е.А.: За семь лет, с 2009 года?
Н.М.: Даже с 2008 года. Достаточно много народа сменилось. Сейчас у нас четыре режиссёра одновременно делают эпизоды.
Е.А.: Как это можно скоординировать? Как проходит эта работа? Наверняка у каждого своё видение того, как это должно быть. Есть общее понимание, к чему нужно прийти?
Н.М.: Конечно, у нас есть автор идеи, который придумал всю эту историю и пробил первые эпизоды, нашёл финансирование, — это Олег Кузовков. Он обеспечивает нас сценариями и бдит за нами, чтобы мы делали всё.
Е.А.: Голова.
Н.М.: Да, наш мозг, который не даёт улететь куда-то не в ту сторону. Мы работаем по уже написанным сценариям, стиль задан, персонажи работают в своих характерах. В принципе, нормально всё это координируется. У каждого режиссёра своя аниматорская группа с ведущим аниматором, который курирует анимацию, помогает тем, кто послабее, потому что разного уровня аниматоры работают, а мы стараемся и учить своих, дать возможность вырасти профессионалам.
Е.А.: Есть один головной центр. Тогда понятно, что структура и направление сохраняются. Я вычитала интересные истории. Олег Кузовков, который всё это придумал, отдыхал на пляже в Крыму, увидел озорную девочку, которая была похожа на будущую Машу и решил, что такому мультсериалу быть. Наверное, какие-то параллели у него были с "Томом и Джерри"?
Н.М.: Вполне вероятно.
"Анимационная физиотерапия": о создании сюжета и прорисовке мультфильма
Е.А.: Уже много времени прошло с момента зарождения этой идеи. Как выглядели тогда наброски "Маши и Медведя" и как они видоизменились за эти годы?
Н.М.: У нас персонажи-то не поменялись, поскольку мы работаем в трёхмерной технологии, у нас были созданы модели изначально. Технологии развиваются очень быстро, не стоят на месте, у нас улучшается качество картинки.
В целом всё то же самое. Звери, которые были второстепенные, сейчас часто солируют в сериях. У меня сейчас сдаётся 60-я серия, приходится добавлять каких-то персонажей, чтобы придумывать новые истории интересные и удивлять каждый раз зрителя.
Е.А.: А если персонаж уже известен, загружен в компьютерную программу, там роль режиссёра-аниматора какова?
Н.М.: Каждый раз разные задачи приходится делать. У меня была серия, где Медведь ударился головой и стал делать то, что обычно делает Маша. А Маша, наоборот, бегала, пыталась его усмирить. Он в косынке прыгал.
Е.А.: И это нужно было всё отдельно прописывать?
Н.М.: Да, это в сценарии прописано. Задача для аниматоров была интересная, потому что у Медведя поменялась пластика: большой зверюга — и вдруг ведёт себя как маленькая девочка, ещё и слегка не в себе. Был эпизод, где свинья решила стать учителем танцев. Свинья, которая лежит в луже, решила: буду танцевать. Соответственно, приходится решать новые пластические задачи, с этим связанные.
Е.А.: А как это происходит в век компьютеризации? Вы по-старинке прорисовываете персонажа?
Н.М.: Нет, 3D — несколько другая технология. Эскизы, скетчи мы делаем двухмерные, но потом нам надо сделать персонажа, замоделить, чтобы он в трёхмерном пространстве работал. По смыслу это больше похоже на кукольную анимацию, потому что у нас есть объёмный, трёхмерный дом, в котором — персонажи.
Е.А.: А из чего это сделано?
Н.М.: Из нолей и единиц.
Е.А.: Я поняла!
Н.М.: Это внутри, это компьютер, виртуальный мир, где виртуальные персонажи, но мы можем посмотреть на них с разных сторон, покрутить, как куклу. У нас примерно то же самое, только это всё внутри программы.
Е.А.: То есть сегодня художнику, режиссёру, аниматору нужно не только понимать, как вырисовывать каких-то персонажей, но и разбираться в технических новинках?
Н.М.: Да, нужно понимать. Всё, что касается трёхмерной анимации, — там много математических штук, которые я сама тоже не понимаю. У нас есть специальные люди, которые понимают в программировании, помогают, делают математическую работу, чтобы мы могли делать анимацию.
Е.А.: Четыре месяца уходит на работу над серией — это правда?
Н.М.:
Е.А.: Почему такой долгий процесс, если есть шаблоны, компьютеры?
Н.М.: У нас появилось два новых персонажа в серии, я не могу говорить каких, но трейлеры есть, можно посмотреть. Это занимает много времени, чтобы сделать нового персонажа, чтобы он хорошо двигался, чтобы у него в процессе ничего не ломалось.
Е.А.: Мультипликатор идею несёт и уже с человеком, который отвечает за техническую часть, вместе работает?
Н.М.: У нас есть художник Олег, с которым утверждаются все эскизы. Сначала это бумажные картинки, потом это показывается специалисту по моделингу, он начинает создавать трёхмерный объект, к которому человек, который занимается риггингом, — это кости. Сделать персонажа ещё недостаточно.
Е.А.: Кости — это движения?
Н.М.: Чтобы поднять руку, у нас есть специальные точки, за которые двигать персонажа.
Е.А.: Как суставы, только в компьютере.
Н.М.: Каждому пальчику, чтобы они гнулись, сгибались, поворачивались голова и тело, нужно сделать специальные управляющие датчики, за которые мы двигаем персонажа.
Е.А.: Анимационный физиотерапевт, хирург.
Н.М.: Создатель. Если персонаж хорошо сделан, аниматору комфортно работать, он может многое им сделать. Если персонаж плохо сделан, то очень тяжело.
Опередить "Тома и Джерри": о том, чему мультфильм учит детей
Е.А.: Слушатель пишет: "Для детей, незнакомых с нормами поведения, Маша — образец для подражания. Правда, есть и поучительные серии". 1 ноября все обсуждали эту тему. Психологи составили рейтинг самых вредных детских мультфильмов. "Машу и Медведя" поставили на первое место, дальше — "Монстр Хай", на третьем месте — "Губка Боб — квадратные штаны". После этого создатели сериала выразили возмущение данным рейтингом, обратились в Ассоциацию детских психиатров и психологов России, которые потом опровергли вредность мультфильма и предположили, что информация о вреде является намеренной антирекламой мультсериала. Действительно, могла быть такая антиреклама?
Н.М.: Думаете, мы сами придумали?
Е.А.: Нет, что кто-то, конкуренты.
Н.М.: Не думаю, что кто-то из коллег занимается такой ерундой. Я думаю, это отсутствие медийных поводов, чтобы говорить такие странные вещи.
Е.А.: Как же это тогда появляется в информационном пространстве?
Н.М.: Я думаю, кто-то что-то брякнул — и подхватили новости, какие-то каналы, не проверив достоверность, как у нас часто бывает.
Е.А.: Надо сказать, это не первые выпады в адрес мультсериала. Жаловались, что после просмотра дети начинают подражать Маше, как написал наш слушатель, а она — активная девочка, много шалит и иногда вредит Медведю. Может, она не со зла, но говорили, что образ Маши противоречит традиционным ценностям, что постоянная смена кадров, но в этом обвиняют и многие другие мультфильмы — что в них пропаганда ювенальной юстиции, пример садомазохизма — в общем, много чего. Создатели мультфильма принимают во внимание замечания экспертов, прислушиваются к критике?
Н.М.: Мы стараемся избегать агрессии и некорректных ситуаций, насилия.
Но по поводу вредности или невредности — я думаю, что каждый родитель вправе решать для себя и своего ребёнка и вправе не показывать ему, если считает, что это вредно. Я знаю, что очень часто родители дают планшет в руки ребёнку, не ограничивают во времени просмотра. Мне кажется, если что угодно смотреть больше двух часов, ребёнок потом начинает выплёскивать свою энергию. Если вам некогда воспитывать своего ребёнка, то не надо отсылать его к планшету и потом жаловаться на что-то. Я думаю, что родители должны заниматься детьми, а не обвинять в каком-то воспитании какой угодно медианоситель.
Е.А.: Как продумывается смысловая нагрузка серий? Есть какая-то сверхзадача, этим занимается сценарист?
Н.М.: Да, естественно. Олег писал первые 25 эпизодов, потом устал: сценарная нагрузка очень тяжёлая. Придумать дельную классную историю с неожиданным поворотом, чтобы это удивило зрителя в конце, чтобы серия заканчивалась немного не так, как этого ожидают, очень непросто. По хорошему сценарию можно 50 на 50 снять хорошее кино, по плохому сценарию шансов нет никаких. Первые 25 эпизодов он написал, потом подустал. Тяжело и писать, и контролировать процесс. Собрал сценарную группу из нескольких сценаристов, написал синопсисы, краткие идеи серий — и дальше уже сценарная группа разрабатывает для нас сценарий.
Е.А.: Слушатель спрашивает: "Для кого этот мультик, есть ли определённая возрастная категория?"
Н.М.: Естественно, для детей. Я думаю, родителям тоже есть, что там посмотреть. Сама идея этого сериала — квинтэссенция отношений взрослых и детей. Поэтому цепляет достаточно большую аудиторию, потому что взрослые узнают себя, свои взаимоотношения с ребёнком, дети узнают себя, на каждом уровне есть, что прочувствовать каждому.
Е.А.: "До шести лет ребёнок принимает многое из мультиков, может, нужно сделать возрастной ценз?", — пишет слушатель.
Н.М.: Я не психолог, чтобы понимать, в каком возрасте какой ребёнок что должен смотреть. Я думаю, каждый вправе решить это для себя лично. Если родители видят, что ребёнок странно реагирует на что-то, значит, смотреть не надо.
Е.А.: В серии "Кошки-мышки" Маша рассуждала о мультиках.
Н.М.: Это как раз у Олега наболело, он сделал такую серию.
Н.М.: По поводу списка, в котором мы на первом месте, — на втором месте где-то был "Том и Джерри". Олег сказал: "Хоть в чём-то мы "Том и Джерри" опередили".
Е.А.: Многие выросли на "Томе и Джерри" — и ничего.
Н.М.: У нас похожий шестиминутный формат, который удобен, чтобы ребёнок посмотрел серию, не отвлекаясь. Считаем комфортным формат, который ребёнок может выдержать, дальше ему уже тяжело.
Робот Панда и инопланетяне: о новых персонажах
Е.А.: Решение о том, вводить того или иного персонажа в мультсериал или нет, принимается сценаристом?
Н.М.: Да, на стадии синопсиса, краткой идеи фильма, уже появляется идея о новых персонажах, какими они должны быть, кто солирует в этой серии.
Е.А.: А как было принято решение ввести сестру Маши — Дашу? Если верить "Википедии" и вашей страничке там, то вы участвовали в создании этого мультика, "Двое на одного" называется?
Н.М.: Я пришла и делала уже по готовому сценарию, сценарная идея родилась раньше. Насколько я помню, мы хотели сыграть на контрасте машкиной взбалмошности, импульсивности, и что сестра у неё — математическая крыса в очках, у неё всё правильно, аккуратно, книжечки по полочкам. На противоположности характеров построить ситуацию, Медведь не понимает, что такое. Сестра не знакома с Медведем, она его видит, пугается, убегает, приходит Маша. Комедия положений.
Е.А.: Какие ещё персонажи могут появиться в новых сериях?
Н.М.: Сейчас уже можно рассказать, потому что выложены трейлеры. У меня сейчас будет серия с роботом. Маша присылает робота Панду из Китая, и Медведю тоже приходит в голову такого создать.
Е.А.: Тут и до инопланетян недалеко.
Н.М.: Да, инопланетяне на подходе.
Самый популярный мультфильм в России: о достижениях и планах на будущее
Е.А.: Есть ли понимание у создателей, сколько ещё будет жить сериал, развиваться?
Н.М.: Пока есть интерес и спрос. Во-первых, интерес по просмотрам зрительским, и мы на самообеспечении, у нас большой отдел, который занимается рецензированием продукции. Всё, что вы видите: рюкзаки, пеналы, игрушки — это лицензируется, это даёт нам возможность делать дальше серии, потому что прокат не приносит достаточно денег.
Е.А.: Я читала новость: "По данным Bloomberg, стоимость производства одной минуты "Маши и Медведя" составляет 50 тысяч долларов США". Какие-то огромные деньги.
Н.М.: Я как-то спрашивала в меру ответственности.
Я не знаю, как это рассчитать в долларах.
Е.А.: Вы говорите, что проект будет развиваться, пока есть спрос. Сложно предположить, что будет через пять-десять лет, и всё же, насчёт развития Маши: как оно будет происходить? Понимают ли создатели, что уже пора вырастить её, пора ей пару годков прибавить? Может, она уже снимет свою косынку, покажет длинные волосы и пойдёт в университет?
Н.М.: Не знаю, у нас пока не было таких задач. Сейчас, насколько мне известно, у нас подписан контракт на третий сезон, до 72 серий у нас есть сценарные идеи, мы работаем. Что дальше будет — пока неизвестно, может, на этом и завершится проект, может — нет, пока непонятно.
Е.А.: По данным на сентябрь этого года, "Маша и Медведь" признан самым популярным мультсериалом в России. Огромная популярность в различных странах мира, я даже не знаю, какой страны нет в этом списке. На ваш взгляд, в чём секрет популярности?
Н.М.: Я думаю, везде есть дети и родители, и образ взаимоотношения детей и взрослых понятен любому человеку любой национальности. Ещё у нас очень мало реплик, и практически всё построено на пантомиме, поэтому можно смотреть, не переводя.
Е.А.: Интернациональный мультик.
Н.М.: Как "Том и Джерри", который тоже можно спокойно смотреть без перевода. Хотя мы адаптируем на разные языки, у нас несколько каналов сейчас. По-моему, на китайский, на английский точно. На несколько основных языков идёт адаптация, вплоть до адаптации текста, который присутствует в сериях. Мы стараемся всё корректно переводить для разных стран.
Е.А.: Благодаря тому, что у Маши вид интересный, что она в косынке, в длинном платье, ещё и для мусульманских стран можно?
Н.М.: Да, их тоже проняло.
Е.А.: Поняли, что это образ, который можно показывать детям?
Н.М.: Я думаю, косынка сыграла свою роль в этом.
Е.А.: До каких стран ещё не добрались?
Н.М.: Я не могу сказать точно, не занималась этим вопросом, боюсь соврать, надо у лицензионного отдела выяснять.
Е.А.: У вас ведётся статистика, какие серии популярные, а какие — нет?
Н.М.: Есть специальный сайт, который мониторит количество просмотров по миру, и мы среди каналов сидим в первой двадцатке, как правило. Сидели в пятёрке, впереди Бейонсе, пока нас не стали дробить на разные каналы.
Е.А.: По специфике?
Н.М.: Нет, по языкам. Раньше все смотрели только русскоязычный YouTube-канал, потом стали расползаться, просели, в двадцатку ушли. Миллиард — это на GetMovies. На GetMovies серии были ещё до того, как сделали собственный YouTube-канал. Никто не предполагал, что будет так сильно монетизироваться.
Е.А.: А почему "Маша и каша"? Что такого в этой серии? Я не успела досмотреть.
Н.М.: Серия классная. У нас версия, что детей, вероятно, кормят под неё.
Е.А.: Кашу же не любят наши дети. Вам нужно "Маша и каша — 2. Борщ", мне кажется, будет пользоваться популярностью.
Н.М.: Цветная капуста, я думаю.
Е.А.: Возможно.
Н.М.: С борщом попроще.
Е.А.: Много подобного можно придумать. Такой анализ тоже идёт, вы просматриваете серии.
Н.М.: Под каждой серией счётчики: видно, сколько смотрят. Те же "Близняшки" сейчас в районе 360 миллионов набрали, насколько я помню. Какая-то серия — под полмиллиарда, "Красота — страшная сила".
СЛУШАТЕЛЬ: Мультфильм пропиарен, все его смотрят, он у вас хорошо монетизируется в различных пеналах и рюкзаках, он привлекает внимание, есть новогоднее представление. Нигде я не видел ограничения по возрасту. Значит, нужно строго ставить ограничение по возрасту, тогда родителям, детям которых четыре года, просто не будут показывать.
Е.А.: Вашу точку зрения мы выслушали. Но давайте вспомним наш закон: ограничения точно нужно ставить там, где есть вредная информация. Про подобные мультфильмы такого закона нет — это уже как хотят создатели.
Н.М.: Я за участие родителей в том, что смотрят их дети. Если вы считаете, что это вредно, — ради бога, значит, вы прекрасные родители, ограничивайте своих детей в каких-то вещах. Если вы не смотрите, значит, вы не смотрите.
Е.А.: "Мой ребёнок сначала смотрел, а сейчас переключился на "Щенячий патруль", — пишет слушатель.
Н.М.: Семейная история.
Е.А.: Она не наша?
Н.М.: Наша, питерские коллеги делают трёхмерный сериал. Он больше на разговорах, диалогах, помедленнее темпоритм. Ради бога, я за всяческую анимацию. Японская анимация, которую у нас все клянут и ругают, настолько разная, от трёхлетних, совсем простеньких вещей. Они взяли нашего крокодила Гену — и сделали полутораминутные сюжетики, очень бережно подошли к персонажам, на лялечный возраст. Это мило, просто эта анимация немного обучающая. Есть у них рубилова кровавые для подростков. На каждый возраст своя интересная тема. Если не нравится это, можно выбрать что-то другое; прекрасно, когда есть выбор, хуже, когда его нет.
Е.А.: Наталья, собираются ли создатели анимационной ленты выходить на другой формат, может, полный метр снимать, в кинотеатрах?
Н.М.: Нет. Я думаю, это не та история, которая будет хороша для полнометражки, потому что полнометражное кино — это совсем другие законы: драматургия, создание персонажей, история. Формат, который сейчас у нас, шестиминутный, оптимален для этих персонажей.
Е.А.: Многие делают, "Смешарики" сделали.
Н.М.: Сделали. Лично моё мнение, я очень люблю "Смешариков", особенно до того, как они стали делать 3D, и коротенькие плоскостные серии гораздо интереснее, чем то, что сейчас получается, трёхмерные.