Лигалайз: Децл выглядел не по-пацански в конфликте с Бастой
Исход этого инцидента — это шаг в сторону цивилизованного общества, считает музыкант.
А. МЕНЬШИКОВ: По-моему, это очень хороший прецедент, неплохой. Я на стороне Кирилла здесь. Мне кажется, он своей кровью... Потому что не очень хорошо он выглядел, как бы не по-пацански, во всей этой ситуации. Но это такой шаг в сторону цивилизованного общества.
Полную версию интервью с Андреем Меньшиковым в программе "Вперёд" читайте и слушайте в аудиозаписи ниже.
М. ШАХНАЗАРОВ: У нас в гостях Андрей Меньшиков, или Лигалайз.
А. МЕНЬШИКОВ: Ура! Привет. Рад здесь быть.
М.Ш.: Привет ещё раз. Сейчас рэп на пике бешеной популярности в России, да?
А.М.: Вроде бы да. Уже даже с переменным успехом — немножко спадает популярность, возвращается, спадает, возвращается… Сейчас вроде бы снова всё хорошо.
М.Ш.: А если сравнить (я просто за рэп-культурой не слежу), если взять нашу рэп-культуру, российскую, и, допустим, голландскую, немецкую, — там это направление так же популярно, как у нас?
А.М.: У нас достаточно в серьёзную штуку всё это развилось. Конечно, всё это пошло из Америки, как и многие музыкальные направления. Потом подхватила Франция очень здорово.
М.Ш.: Ну там чёрных ребят много — поэтому.
А.М.: Потому что там иммигрантская огромная, конечно, диаспора. А это каким-то образом голос низов тех, у кого голоса не было до этого. То есть некий протест подразумевает. Поэтому подхватили вот эти ребята из иммигрантской диаспоры. В Германии, соответственно, следующее было после Франции огромное движение. Потом, как ни удивительно, Польша очень здорово подхватила, но у них более правый…
М.Ш.: Правый рэп?
А.М.: Более правой направленности это всё стало. Потом как-то вот и нас захлестнуло. Я был одним из тех, кто это раньше всех смекнул, понял плодотворность и перспективность той всей поляны.
Тем не менее мы видим, как очень здорово подхватили это люди наши. И рэп сейчас такой разнообразный, его так много, он действительно разный. Потому что здесь и шансоновую подхватили всю публику.
М.Ш.: И социальный протест какой-то, да?
А.М.: Да. Потом вырос социальный протест рок-н-ролла, рока, тоже перешёл уже на многих рэперов.
М.Ш.: Я к чему это спрашиваю: допустим, если взять рок советский, советских времён, то, естественно, это была музыка социального протеста. Их гнобили, ребят, но он плавно перетёк в российское время, он остался таким же, в принципе, насыщенность текстов была однообразной достаточно. Потом уже как-то… А вот в рэпе как? Там же и про любовь, да, я так понял? И социалка, и всё.
А.М.: Я из тех, кто не любит замыкаться на жанре, внутрь жанра. Это просто один из способов говорить с людьми, говорить по-русски, писать музыку. Я даже стараюсь себя не называть больше рэп-музыкантом, а просто называть артистом. Как сказать, здесь плотнее текст, значит, соответственно, больше поляна для высказываний. В роке меньше слов, он более располагает к метафоре, конечно. Мне это нравится в роке.
М. АНДРЕЕВА: Несколько сообщений от слушателей. "А "легалайз" — это изначально по-английски что-то ведь про наркотики?"
А.М.: Нет, совсем не про наркотики изначально. "Легалайз" — это легализовывать.
М.Ш.: Разрешать.
А.М.: Да. И про наркотики, собственно, это подхватили чуть позже. Я в связи с этим даже поменял букву в своём имени, потому что, по идее, от слова "легально" — Легалайз.
М.Ш.: Недавно был конфликт между Децлом и Бастой.
А.М.: Да. Активно.
М.Ш.: Как-то он смешно выглядел.
М.А.: Кто? Кто смешно выглядел?
М.Ш.: Сам конфликт. Если в Штатах, там они быстро достают…
А.М.: А что лучше? По-твоему.
М.Ш.: Лучше — люди должны жить, конечно.
А.М.: По-моему, это очень хороший прецедент, неплохой. Я на стороне Кирилла здесь. Мне кажется, он своей кровью... Потому что не очень хорошо он выглядел, как бы не по-пацански, во всей этой ситуации. Но это такой шаг в сторону цивилизованного общества.
М.Ш.: То есть через суд?
М.А.: Вообще, это о том, что нужно следить за своими словами, а не просто так. Отвечать за свои слова.
А.М.: Сказал — ответил. При этом без стрельбы.
М.Ш.: Это понятное дело. Стрельба — это у них, пусть стреляют.
А.М.: Люди взрослые, люди уже даже не просто люди, а бренды. Можно сказать: бренд "Баста", бренд "Децл". Они таким образом разобрались.
М.Ш.: А сколько людей-брендов на рэп-сцене?
А.М.: Уже вырастают. Уже много. Вообще, очень много, конечно, рэп-артистов, рэп-музыкантов, рэп-групп. И начинающих, и не начинающих. Это в какой-то момент стало этапом взросления — как дети играют, до пяти лет рисуют фломастерами, в пять лет берут пистолет и играют в войнушку, в 15 лет они пишут рэп. Это такая обязательная атрибутика. Рэперы — все, их тысячи, и тысячи, и тысячи. Любой подросток написал какую-то слезливую или, наоборот, протестную песню, но действительно заматеревших, превратившихся в профессионалов настоящих, можно посчитать по пальцам руки.
М.Ш.: Ну 10 человек наберётся?
А.М.: Уже да, смело собирающих.
М.Ш.: Вот я хотел сказать, если собирает он зал, допустим, Дворец спорта — это состоялся. А если просто про него говорят…
А.М.: Или в какой-то момент времени. Я сейчас нахожусь в стадии камбека такого, возвращения на сцену, поэтому не уверен, что соберу прямо сейчас, но к этому иду. Но у меня несколько раз уже были в моей карьере моменты, когда собирал, конечно же, и по всей стране.
М.Ш.: Сколько русскому рэпу лет? Первая рэперша — это София Ротару.
А.М.: Да, почему? Я первый раз слышу про это.
М.Ш.: Ну эту песню же слышал, наверное. "Я, ты, он, она — вместе целая страна". Она там читает реально.
А.М.: Неплохо. Наверное. Это один из вариантов. Я слышал про Винни-Пуха. Ну Маяковский, наверное, всё-таки обогнал её немножко.
М.А.: Самую малость. А что за фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия"?
А.М.: Это я сегодня туда поеду.
М.А.: Финал, да. Сегодня финал, 12 декабря. Вы участвовали.
А.М.: Да, это интересно, молодые ребята, исполнители, не обязательно связанные с рэпом, даже там не так много рэп-исполнителей, вообще всех жанров, присылают свои песни и участвуют в конкурсе. Такой конкурс песни, шоу, клипов.
М.А.: Патриотических. Но они про что?
А.М.: Про любовь к родине. Мне нравится здесь…
М.А.: Не слишком пафосно?
А.М.: Пафосно, согласен.
Здесь, скорее, достаточно трепетно это всё сделано. Я участвую в этом, потому что мой хороший друг Лена Кипер это всё делает. Я знаю, насколько она трепетно относится ко всем своим проектам, поэтому я вписываюсь всегда в её проекты, и конкретно этот я в прошлом году уже судил. Не так всё плохо, несмотря на пафосность, я согласен, этих лозунгов. Но там как-то всё по-честному, приятно.
М.А.: Но это не выглядит вымученными текстами или слишком какими-то ненастоящими?
А.М.: Там много групп. У некоторых есть перебор, конечно. Соответственно, я слежу за тем, чтобы это всё уравновесить как-то.
М.А.: Слушатели пишут: "Маловато песен. Хочется больше, больше, больше. Жажду ещё больше песен".
А.М.: Хорошо. Будет. Вообще-то немало. У меня достаточно большой был перерыв между альбомами, поэтому альбом я сделал основательно. У меня там 19 треков — это совсем не мало.
М.Ш.: Это много.
А.М.: Это много, да. Из них полноценных песен — 17. Очень много приглашённых музыкантов разных. Послушайте мой альбом, называется "Живой". Замечательный альбом.
М.Ш.: Спасибо. С нами был Лигалайз, Андрей Меньшиков, известный артист, как он себя представил.