Боевой маникюр. Как британские воины боролись с Римом щипчиками и ногтечистками
Многие помнят скандал с "Ночными волками", у которых на границе с Польшей во время мотопробега "отобрали косметички": жалоба байкера на эту тему вызвала смех и веселье в СМИ – настолько косметичка не стыкуется с брутальным образом мотоциклистов в косухах на "харлеях". Однако, как выяснили археологи, для суровых мужиков британского бронзового века такие предметы, как щипчики и ногтечистки, служили символом не просто мужественности, но и смелости в борьбе с ненавистными захватчиками — римлянами. Как косметички бронзового века стали психологическим оружием, рассказывает Лайф.
Бритты и Рим
Когда римские войска во главе с Юлием Цезарем переправились через Ла-Манш и попали на территории Британии, та была заселена кельтскими племенами, родственными галлам. Но первый римский император не превратил Британию в новую провинцию. Это хотели осуществить Август и Калигула, но сделал только Клавдий — в 43 году он лично с огромным войском вторгся на остров и завоевал непокорные племена бриттов. С остальными племенами были подписаны договоры о союзе или подчинении. В числе таких союзников, больше всего выигравших от дружественных отношений с завоевателями, было племя атребатов.
Исследователи из университета Рединга с 1997 по 2014 год вели раскопки на территории Силчестера (графство Хэмпшир). Там в римские времена располагался город Каллева Атребатум, один из важнейших центров провинции Британия. Он стал фактической столицей атребатов. К счастью для учёных, в раннем средневековье жители ушли из города и переселились в соседнюю деревню и Каллева сохранилась под слоем земли в полной неприкосновенности. В рамках последнего проекта археологи раскопали один из жилых районов Каллевы (инсулу IX).
Щипчики-мечи, ногтечистки-копья
В слоях, связанных с древнейшим периодом жизни города (первая половина I века нашей эры) учёные нашли полный набор инструментов личной гигиены — щипчики, ногтечистка и ухочистка. Все орудия были изготовлены из медного сплава. По своей форме щипчики напоминают меч или кинжал, чётко прослеживаются навершие, гарда и "ножны". Облик рукояти и "ножен" непохож на римские мечи. Ещё более необычным оказался дизайн подвешенных на металлической петле ногтечисток. При их изготовлении кузнец воспользовался железом наряду с медью. В отличие от щипчиков, ногтечистка не напоминает миниатюрный меч. Но тонкая полоска железа на фоне медной поверхности вызывает ассоциации с вложенным в ножны оружием, будь то копьё или меч. Стандартные наборы римских туалетных принадлежностей, также найденные в Силчестере, были изготовлены в гораздо более бесхитростном стиле.
Аналогичные предметы находили в других захоронениях римской эпохи в Англии — в Эссексе. Хэмпшире, Херефордшире, Дорсете. Археологи обратили внимание, что до прихода римлян туалетные приборы встречались крайне редко, а потом их стало гораздо больше, причём по всей Британии. Сначала это объясняли миром и процветанием, которое принесло правление римских властей. Красивые, богато украшенные брошки, например, явно связаны с новыми мастерскими и модами. Тем не менее ситуация с щипчиками и ногтечистками не столь однозначна — в Британии, как и в Галлии, они не соответствовали новым вкусам и, судя по археологической летописи, ушли на периферию (исчезли из крупных городов, сохранившись лишь в провинциальных городках и сёлах).
Последние открытия в Силчестере заставили археологов задуматься. То, что раньше было лишь байкой и темой для частных разговоров, превратилось в серьёзную гипотезу: сходство туалетных приборов народов Британии с холодным оружием не случайно: чисто утилитарные предметы превратились в символ недовольства своим поражением и подчинённым положением. Раздвоенный кончик некоторых ногтечисток может символизировать сломанный меч. Ногтечистки как символ повреждённого оружия были популярны именно среди далёких от римлян групп бриттов, живших вдали от бурно развивающихся городов-колоний (Лондиниум, Камулодун, Веруламий).
На землях племени атребатов ногтечистки чаще встречаются в столице. Только исследователи из Редингского университета нашли в Силчестере 25 артефактов. А археологи-любители, сдающие находки в рамках специальной программы, обнаружили всего четыре объекта. В XIX веке в Силчестере было извлечено из земли ещё 26 ногтечисток. Такая концентрация говорит о том, что царство атребатов, подчинившись римлянам, начало наслаждаться экономической стабильностью. Мужчины начали заказывать для себя туалетные приборы, ранее доступные только элите.
Однако не все учёные согласны, что щипчики-мечи принадлежали именно атребатам. В Каллеве и конкретно в девятой инсуле было обнаружено немало римских мечей, доспехов и украшений. По всей видимости, они принадлежали военным и чиновникам, жившим в городе (или бывавших там проездом). Но против римской принадлежности туалетных приборов говорят три факта. Во-первых, их нашли очень много, причём не только в центре города. Во-вторых, артефакты встречаются среди домашней утвари бриттов, а не в казармах или явно римских домах. Наконец, сами предметы стилизованы под британские мечи и копья, а не под римские.
Не смейте нас разоружать!
Но почему атребаты вообще стали уподоблять свои щипчики и ногтечистки оружию? Изготовление мечей и ножен к ним требует больших временных и трудовых ресурсов. В этом смысле холодное оружие представляет собой различные формы власти: трансформативную власть кузнеца, берущего металл и преобразующего его в мечи, кинжалы, копья; экономическую власть владельца оружия, который или заказал изготовить его, или купил готовое изделие; наконец, власть того, кто держит меч в руке — над жизнью и смертью людей и животных. Судя по древнейшим литературным памятникам кельтской литературы (Ирландии и Уэльса) мечи и ножны передавались по наследству от отца к сыну, вручались в дар во время важных церемоний. Некоторые клинки даже получали свои имена! Поэтому неудивительно, что разоружение британских племён, которое провели римляне, нанесло сильный удар по их экономике и общественному устройству.
Само разоружение коснулось атребатов в контексте трёх исторических событий, так или иначе повлиявших на "воинственную" эстетику туалетных принадлежностей в, казалось бы, мирном царстве союзников Рима. Первый эпизод — собственно захват Британии в 43 году, когда римляне разоружили катувеллаунов и триновантов, а затем дуротригов и думнонов — восточных и западных соседей атребатов соответственно. Атребаты при царьке Тиберии Клавдии Когидубне были независимыми союзниками римлян (socii) и поэтому сохранили право носить оружие, но это не исключает, что атребаты были недовольны жёстким обращениям новых властей со своими соседями и вообще римским завоеванием.
Второй, ещё более вероятной причиной массового изготовления "военных" щипчиков и ногтечисток стали события 47 года. Чтобы обезопасить свой тыл во время наступления на западные племена силуров, Публий Осторий Скапула, римский генерал и наместник Британии, потребовал разоружить все племена, жившие к югу и востоку от рек Трент и Северн, — как подчинённые Риму, так и сохранившие формальную автономию. Такое грубое нарушение договоров между республикой и кельтскими племенами не могло не возмутить атребатов. Хотя до открытого бунта дело не дошло, резкий рост производства "воинственных" туалетных приборов именно в ту эпоху дал некоторый выход возмущению разоружённых атребатов.
Наконец, в 60 году к востоку от Каллевы разгорелось восстание Боудикки, жены вождя племени иценов, которые быстро захватили римские колонии — Лондиниум и Веруламиум всего в 70 километрах от Каллевы. Корнелий Тацит и Дион Кассий — римские историки, рассказавшие о восстании, — ничего не говорят об участии атребатов в конфликте. Но современные историки считают более чем вероятным, что отдельные воины втайне от римских властей покинули родные земли и присоединились к восставшим.
Бунтарская гигиена
И это еще не всё: если внимательно рассмотреть один из наборов ногтечисток из Каллевы, можно увидеть, что инструменты закреплены на особой подвеске. Визуально эта конструкция напоминает кандалы и, по мнению учёных, указывает на унизительное подчинение кельтов римлянам. Налицо определённые переклички с рассказом Тацита о восстании Боудикки: "ицены хватаются за оружие и привлекают к восстанию тринобантов, а также всех тех, кто, ещё не сломленный порабощением, поклялся на тайных собраниях отвоевать утраченную свободу, питая особую ненависть к ветеранам. И в самом деле, недавно выведенные в колонию Камулодун, они выбрасывали тринобантов из их жилищ, сгоняли с полей, называя пленниками и рабами" (Анналы, XIV, 31).
И бунтарский месседж набора туалетных инструментов вполне прочитывался соплеменниками, а также римлянами. Только так можно объяснить характер повреждений набора: нижняя часть лезвия одной из ногтечисток была грубо отломана. Наверное, так завоеватели отомстили кельтскому воину за протестный стиль его туалетных приборов.