Главный гангстер. Как в кинематографе эксплуатируют образ Аль Капоне
Несколько лет после смерти Аль Капоне его считали проклятием Чикаго: стыдились о нём вспоминать, а места, где он жил и планировал свои дела, были разрушены бульдозером. Но, как только зло стало прошлым, люди начали романтизировать образ гангстера. Личность Аль Капоне стала одной из самых популярных среди режиссёров, которые воспевают 1920-е годы с их гангстерскими перестрелками. Со смерти главного преступника Чикаго прошло 70 лет, какой же вклад он внёс в кинематограф?
В 1959 году вышел "Аль Капоне" Ричарда Уилсона с Родом Стайгером в главной роли. Фильм повествует о жизни гангстера с момента его переезда в Чикаго и до заключения под стражу в 1931 году. Это одна из немногих кинокартин, которую хвалили за соответствие реальным событиям и правдивое изображение самого Капоне. Но это правдоподобие было достигнуто с третьего раза: сценаристы романтизировали образ преступника, и Род Стайгер трижды отказывался от роли. Именно по настоянию актёра в последнем эпизоде фильма зрители видят Аль Капоне в тюрьме Алькатрас: по мнению Стайгера, картина должна была заканчиваться торжеством справедливости.
Кинокритик журнала Variety назвал Капоне Стайгера безжалостным убийцей, лишённым какого-либо романтического ореола, и подчеркнул, что "Аль Капоне" — качественно сделанная кинокартина. "Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому всё происходящее выглядит убедительно".
А кинолента Роджера Кормана 1967 года "Резня в День святого Валентина" основана на событиях 14 февраля 1929 года. Тогда шесть гангстеров из семьи Аль Капоне убили нескольких бандитов из группировки его противника ирландца Багса Морана, который контролировал поставку алкоголя в нескольких районах Чикаго, не позволяя Капоне стать монополистом. Сам Аль Капоне не участвовал в расправе, тем не менее в фильме ему отведена главная роль: актёр Джейсон Робардс в роли гангстера планирует западню.
Из-за большого количества персонажей закадровый голос в фильме зачитывает имена и факты из биографии всех бандитов. Как раз множество персонажей и было названо кинокритиком Роджером Эбертом из газеты Chicago Sun-Times главным недостатком фильма.
Но в 2009 году журнал Empire поставил фильм Кормана на седьмое место в списке "Двадцати великих гангстерских фильмов, которых вы никогда не видели".
Сценаристы "Капоне", кинокартины 1975 года, уже не стали относиться так же трепетно к достоверности, как создатели фильма "Аль Капоне". Зато они сделали ставку на зрелищность и остросюжетность. Но это не спасло фильм. Например, кинокритик Роджер Эберт назвал его скучным, и это несмотря на присутствовавший в нём юмор: "Это своеобразный мутный фильм, который позиционируется как беллетризованная документалка. Истина заключается в том, что фильм не придерживается фактов. Но отсутствие фактичности не имело бы значения, если бы фильм был по крайней мере интересным. А тут только хороший юмор и много насилия". Также фильм Стива Карвера обвинили в излишней натуралистичности, а именно в детальном показе женской наготы.
Сюжет фильма 1987 года "Неприкасаемые" основан на реальных событиях: в 1929 году 26-летний агент Министерства финансов Элиот Несс получил разрешение на создание спецгруппы по задержанию Аль Капоне. Но снова для придания остроты сюжету многие факты были изменены. Правда, так ли это важно, если в главных ролях — Роберт Де Ниро (Аль Капоне) и Кевин Костнер (Элиот Несс)?
В фильме Брайана Де Пальмы Аль Капоне — настоящая знаменитость, за которой гоняются не только мафиози и спецагенты, но и толпы репортёров. Впрочем, к 1930-м годам Капоне таким и стал. Гангстер в исполнении Де Ниро вышел весельчаком, заигрывающим с прессой. Отдельный плюс фильма заключается в том, что в него включены цитаты из реальных интервью с Капоне.
Тем не менее фильм получил неоднозначную оценку кинокритиков. Хэл Хинсон из Washington Post: "Роль Аль Капоне Де Ниро исполняет с театральной широтой, в результате у него получилась сатира на прототип, на саму идею боссов мафии. С выпяченной грудью и специфической манерой речи он действительно напоминает деспота, но, чтобы убедить нас в жестокости Капоне, в сюжет нужно было включить больше сцен реального насилия с его участием".
В 1983 году Брайан Де Пальма представил ещё один фильм, на который его вдохновила жизнь чикагского гангстера, — "Лицо со шрамом". Только описывается в нём история не самого Капоне, а кубинца Тони Монтаны. В биографии вымышленного и реального персонажей достаточно совпадений: шрам на левой щеке, унаследование преступной организации от наставника, одинаковое обвинение — в уклонении от уплаты налогов.
Фильму Брайана Де Пальмы с большим трудом удалось избежать рейтинга X, то есть рекомендованного только для взрослых. А всё из-за чрезмерной жестокости. Режиссёра Мартина Скорсезе, писателей Курта Воннегута и Джона Ирвинга возмутила сцена с бензопилой. В ней противники Монтаны разрезают его друга на части.
Зато сегодня роль Тони Монтаны называют одной из лучших в карьере Аль Пачино.