Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 февраля 2017, 11:30

Кодекс дуэлянта, или Как дворяне нарушали правила убийства

180 лет назад на окраине Санкт-Петербурга свершилась печально известная дуэль между Пушкиным и Дантесом. Оскорблённый поэт скончался от смертельного ранения, впрочем, как и сотни молодых дворян. В день начала заката "русского солнца" Лайф — о правилах сатисфакции и особенностях "высокого" убийства в старой России.

— Вас нужно показывать в цирке: какой из вас дворянин? Посмешище! Видно, матушка ваша вечерами часто пропадала, — ухмыляясь, сказал Пьер.

— Отвечать будешь перед пулей! Выродок тут только ты. Секундант будет с утра. Да упокоит Господь твою душу! 

Оскорблённый Ярослав развернулся и хлопнул дверью залы. Он слышал за своей спиной смех Пьера. Впрочем, к насмешкам исподтишка наследник обедневшей дворянской семьи уже привык. Юноша сразу поехал на Варварку к знакомому своего отца — старик должен был стать секундантом.

— Пистолет? Шпага? 

— Пистолет. 

— Как стреляться будете?

— Насмерть. 

Секундант поехал к обидчику. Уже там было решено, что стреляться дворяне будут в упор, с трёх шагов. Оба молодых человека хотели быстрого разрешения вопроса и, как подчеркнули, судьбоносного. Правила предстоящей дуэли секунданты записали, а также назначили время поединка — 8 утра, в лесу к югу от столицы. Точное место решено было выбрать по дороге: нужно было найти площадку не короче 40 шагов в длину и не уже двенадцати.

Ярослав не мог спать. Это была его первая дуэль, и она же — насмерть. Уже в 7:45 он вместе с секундантом ждал ответчика. Последний приехал за пару минут до поединка — он, как сам утверждал, успел выпить кофе и заняться женой. 

Место выбрано. Секунданты рассчитывают размер барьера — три шага, на расстоянии которых господа будут одновременно стреляться. 

— Раз, два, три... Стреляйте!

— Пуф!

Первым, ещё не пройдя оговорённое количество шагов, выстрелил оскорблённый Ярослав. Кажется, попал...

Нет, не попал. 

— Подходите к началу барьера, ну же. Опередили! Теперь у вас нет, согласно кодексу, права стрелять. Ждите выстрела оппонента, — сказал юноше вражеский секундант. 

Пуля испортила и без того поношенный офицерский китель, пройдя меж рёбер. В отличие от Ярослава самодовольный Пьер стрелялся не раз и прекрасно понимал, что новоявленному "убийце" только позволь... Он и выстрелит первым, и — мимо. А дальше — просто выстрел в грудь. По правилам. 

Секунданты записали, что Ярослав "ранен смертельно". В общем, случилась неудачная охота.

От разночинца не слышу. Правила от галльского петуха

В Россию культура дуэли пришла позже, чем в Европу. Несмотря на то что Пётр I издал жесточайший указ о повешении за дуэль (каждого, кто к этому причастен, в том числе и секундантов), в его эпоху "поединков чести" ещё не было.

— Пётр издал указ о повешении дуэлянтов, так как предвидел, что рано или поздно в страну европейская мода придёт. Ведь в русской армии было немало иностранцев, приехавших из стран, в которых дуэли практикуют. Это прежде всего Франция, — рассказывает историк и автор книги "Дуэли и дуэлянты. Панорама столичной жизни" Яков Гордин. — Классические дуэли (те, что происходили по западным правилам) в России начались в екатерининскую эпоху. Начало российской дуэльной традиции иллюстрирует повесть Александра Пушкина "Капитанская дочка" — там на шпагах сражается главный герой Пётр Гринёв и его антагонист Алексей Швабрин.

До 1832 года правила русской дуэли имели устную традицию, ведь письменных кодексов не было даже в Европе. Первый настоящий и подробный дуэльный кодекс появился в 1836 году в Париже под пером графа Шатовильяра. По его правилам начали и в России проходить "высокие" поединки между дворянами. 

Изначально в поединках использовалось холодное оружие: сабли, шпаги. Но затем, с начала XIX века, приобрели популярность пистолеты (курковые однозарядные). Из-за этого дуэлей стало меньше, по крайней мере тех, что изначально считали смертельными. Ведь от шпаги умирали нечасто — после одного укола сатисфакция могла быть совершена, — а от пули... Чаще всего ранения были смертельными. 

Классическая дуэль подразумевала, что противники назначают каждый по два секунданта — они должны будут выбрать место, время поединка, барьер (расстояние в шагах), а также проследить за тем, чтобы сатисфакция происходила по всем правилам. Одним из секундантов, согласно французскому кодексу, должен был быть врач, чтобы в случае чего дуэлянту помочь. При этом стоит подчеркнуть, что наличие лекаря изначально считалось обязательным условием поединка. Ведь дело не в убийстве противника, а в факте самой дуэли, то есть канонически смерть противника не должна была становиться самоцелью.

— Дуэль была возможна только в случае оскорбления дворянской чести. Никакие склоки, ссоры, политические споры не являлись достаточной причиной для возникновения дуэли, — говорит историк Яков Гордин. — Очень важную роль выполняли секунданты: после дуэльного вызова соперники не имели больше права общаться и встречаться, а все переговоры вели главные помощники. Они же письменно составляли до поединка свод правил и условия встречи, а после — протокол дуэли. 

Однако в России все эти правила нарушались. Врачей не звали, секундант чаще всего был один, а барьер слишком рискованным. 

— Дуэли были опаснее, чем в Европе. Как правило, барьер между дуэлянтами составлял лишь 6–8 шагов, крайне редкое явление — 10. Часто происходили дуэли в упор, на расстоянии трёх шагов. Это были смертельные поединки. Пушкинская дуэль — это яркий пример такого сражения, окончание которого могло быть лишь в одном случае: кто-нибудь из участников был либо смертельно ранен, либо убит на месте, — обратил внимание Гордин.

Согласно общепринятому дуэльному кодексу, на поединок можно было вызвать только равного, то есть оскорбление от недворянина таковым не считалось. Ответа в таком случае представитель высокого сословия должен был добиваться через суд. Дуэль между недворянами (например, разночинцами) таковой не считалась. 

Также кодекс подразумевал, что правила дуэли будут обязательно секундантами прописаны на бумаге. Тем не менее в России даже это правило нарушалось — тому яркий пример поединок между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым. 

— А на сражении Пушкина присутствовало лишь по одному секунданту с обеих сторон, а должно было быть по два человека, — подчёркивает Гордин. — Кодекс передавался устно, каждый офицер знал правила его досконально. 

Русской дуэли присуща некая жестокость: если один из дуэлянтов, не доходя до точки барьера, совершает выстрел, причём неудачный, то второй участник поединка имеет право подозвать первого вплотную к барьеру и расстрелять как неподвижную мишень. Опытные дуэлянты часто пользовались этим манёвром. Они старались спровоцировать соперника на первый выстрел (например, показательно целились в него. — Прим. Лайфа.) и тем самым обеспечивали себе победу. Поведение Пушкина на дуэли не исключение: он надеялся, что Дантес выстрелит первым, но его ожидания не оправдались — оппонент оказался хорошим стрелком.

Пуля-дура, или Подельники по убийству

За дуэль можно было лишиться жизни, а потому дворяне выдумывали способы, чтобы смертельный поединок скрыть. Поэтому обычно сатисфакция происходила в отдалённой от города местности, чтобы в случае смерти одного из участников можно было сказать, что его ранили на охоте.  

Если информация о дуэли становилась известна властям, то противников отдавали под трибунал. Например, если участниками дуэли были офицеры, то в полку назначали комиссию, которая разбирала дело и назначала наказание, как правило очень жестокое (например, по петровскому указу). Затем решение передавалось командиру полка, а потом командиру дивизии — у них было право приговор смягчить.

Последней инстанцией был, конечно, император — он просматривал каждое дуэльное дело. Обычно офицеров ссылали на Кавказ или заключали под стражу (на три месяца в крепость. — Прим. Лайфа). Иногда, когда император был не в духе, подсудимого могли разжаловать в солдаты или убить.  

Несмотря на то что изначально дуэль была способом восстановления чести у дворян, с конца XIX века такие поединки стали происходить и среди представителей других сословий.

При Александре III дуэли стали официально разрешены по решению офицерского собрания, а затем, в 1912 году, появился русский дуэльный кодекс (основанный уже на отечественном опыте) Василия Дурасова, который, по сути, обобщал все распространённые тогда правила поединков. Однако, по словам историков, к тому времени уже стреляться никто не хотел.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar