Секс на Берлинском кинофестивале оказался заурядным
Кинообозреватель Лайфа — о том, как на радикальном Берлинском фестивале в программе не нашлось места сексуальным экспериментам.
Фото: © Adventure Pictures Limited 2017
В День святого Валентина в Берлине ничего не изменилось. Я не уверен даже, что киножурналисты, которые здесь бегают в поту уже шестой день, вспомнят, что сегодня какой-то праздник. В крайнем случае критики попытаются наскрести несколько фильмов о любви из конкурсной программы, чтобы написать, например, об очередном падении нравов фестивального истеблишмента, но вряд ли справятся и забьют.
Вот и у меня не получилось. Удивительно, но в программе фактически нет ничего, что вы бы могли ожидать от того самого артхауса. Ни разнузданной "Нимфоманки" фон Триера, ни оргии из "Любви" Гаспара Ноэ. Почти не на что жаловаться православным активистам, которых тут, к счастью, нет. Основной конкурс, вопреки репутации Берлинале как фестиваля радикального, крайне целомудрен и о любви говорит мало.
В сегодняшней громкой премьере, финском фильме "Другая сторона надежды" Аки Каурисмяки, жена главного героя появляется в кадре лишь раз — чтобы получить от мужа обручальное кольцо, которое он снял, чтобы навсегда уйти. Потом, правда, он к ней возвращается и они мирятся. Фильм, конечно, совсем не о том: он, как и весь фестиваль, сконцентрирован на политике, и основное время там занимает другой персонаж, беженец из Алеппо по имени Халед, который прибывает в Финляндию нелегально.
И так во всём. Вот, например, камерная чёрно-белая трагикомедия "Вечеринка", снятая в Великобритании с кучей звёзд (Киллиан Мёрфи, Эмили Мортимер и так далее). В фильме выясняется, что несколько друзей связаны сетью взаимных измен. Главная линия — умирающий муж героини спит с женой друга супруги (да, вот так всё сложно). Впоследствии оказывается, что между двумя персонажами есть лесбийская связь, но мы даже не увидим лица изменщицы. Почему? Да потому что весь фильм — это очередная политическая сатира, в данном случае — на лицемерие британской лейбористской партии. Главная героиня избирается от неё министром здравоохранения, и все их семейные секреты придуманы режиссёром Салли Поттер для злободневных шпилек. Снова никакой любви, одна политика.
Внезапно самым радикальным вариантом отношений в берлинской программе стал секс во сне, причём в обличье оленей. Венгерский фильм "О теле и душе" повествует о довольно странном романе пожилого работника мясокомбината и девушки, которую прислали туда же проверять качество продукта. Им каждую ночь снится один и тот же сон, в котором он предстаёт сохатым, а она, собственно, его самкой. Сам момент фантазийного соития нам не показывают, а жаль: была бы самая странная постельная (по факту лесная) сцена за несколько лет точно.
При этом единственная картина о людях с нестандартным гендером в конкурсе сразу стала любимой критиками, профессиональные издания хором обещают ей награды на церемонии закрытия. Это "Фантастическая женщина" чилийца Себастьяна Лелио, который, правда, давно живёт в Берлине. Его фильм снят о транссексуалке Марине: она была мальчиком, стала девочкой. У неё был любовник на 20 лет старше её, и он умер у Марины на руках. После такого она сталкивается с озлобленными родственниками покойника. Марину сыграла настоящая транссексуалка Даниэла Вега. Радостно, конечно, что и для актрис, которые поменяли пол, находятся роли, но никакого дополнительного месседжа, кроме как "Транссексуалы тоже люди", Берлинале в этом году из себя выдавить, видимо, не в состоянии.
Выводы из этого можно сделать только самые простые. Пока я, как настоящий вуайерист, ходил по показам и пытался отыскать откровенности для этого текста, авторский кинематограф просто изменился. Жаль, что в Берлине всех волнуют только Трамп, Алеппо, Брексит и лейбористы. Хорошо бы, если бы здесь кто-нибудь говорил и снимал больше о людях.
Но главное — что кино перестали снимать о пиписьках, это уже давно никого не шокирует. Чего нам удивляться пипиське — вон она, у каждого своя. А Трамп у нас один, общий на всех.