8 Марта. Почему этот день — не праздник "весны, красоты и женственности"?
Дочь президента Киргизии Алия Шагиева о том, почему Международный женский день только усугубляет проблему гендерного неравенства.
Фото: © East News
8 Марта. Почему этот день недопустимо называть праздником "весны, красоты и женственности" и каким образом при использовании этого выражения мы подпитываем почву гендерных стереотипов?
Считаю данную информацию обязательной к прочтению всем людям, взаимодействующим с массами и имеющим влияние на их сознание: журналистам, преподавателям в школах и университетах, ведущим на праздничных мероприятиях и т.п.
Для начала немного истории. В феврале 1909 года женщины Нью-Йорка вышли на улицы с требованиями равной оплаты труда и права голосовать, а через год немецкие социалистки, небезызвестные Клара Цеткин и Роза Люксембург договорились в установке определённой даты, необходимой для продвижения равных прав для женщин. Этот праздник был придуман для популяризации идеи уважения к женщинам, для ежегодного поиска решения проблем их положения в обществе.
Если до 70-х годов в СССР дата 8 марта ещё хоть как-то ассоциировалась с революцией и борьбой, то позже этот праздник превратился в поддержку гендерных стереотипов, что наблюдается и по сей день. Суть проблемы хорошо описывается самой распространённой и, к сожалению, излюбленной многими мужчинами "шуточкой": "Молчи, женщина, твой день — 8 Марта".
Идея революции напрочь исчезла с поздравительных открыток, и вместо этого повсюду можно встретить букетно-конфетную тему, украшенную всевозможными блёстками. Всего 5% людей знают, что 8 Марта — это не про красоту и женственность.
Признаться честно, я и сама совсем ещё недавно не видела в подобной формулировке поздравления ничего плохого. Но что же на самом деле происходит незаметно для нас самих, когда мы говорим: "С праздником весны, красоты и женственности"?
1. Мы поощряем сексизм, мы позволяем относится к женщинам как к объектам "привлекательности".
2. Мы позволяем навешивать на нас ярлык "женственности" и вместе с ним — обязательство молчать. В Кыргызстане это явление распространено особенно сильно, так как сюда примешивается азиатский менталитет. Почти в каждой семье девочек с раннего возраста учат быть тихими, учат молчать только потому, что они девочки.
3. Как следствие предыдущего пункта, мы позволяем существовать такому ужаснейшему феномену, когда изнасилованная девушка чувствует себя виноватой (!) и отвергается обществом как испорченный товар, а общество тем временем учит женщин не быть изнасилованными (логика тут такова, что в изнасилованиях виноваты сами женщины).
4. Мы позволяем обществу сомневаться в нашем интеллекте и поощряем существование гендерной дискриминации в трудоустройстве (несмотря на многочисленные исследования, большинство людей продолжает считать точные науки "неженским делом").
5. Воспевание красоты, как и всяческая идеализация образа, приводит к психологическим проблемам принятия себя, своей естественности практически у каждой женщины.
От гендерных стереотипов страдают не только женщины, но и мужчины. Давайте вспомним вполне себе безобидную на первый взгляд ситуацию, когда учительница говорит после каникул детям: "Девочки стали красивее, совсем уже невесты, а мальчики возмужали, поумнели!". Не желая ничего плохого, учительница только что впихнула в сознание подрастающих ребят следующую информацию: мальчики обязаны быть мужественными и сильными, ум — это мужская прерогатива, а девочки должны быть ухоженными и красивыми, то есть соблюдать нормы товарного вида. После приобретения таких стереотипов мальчики применяют моральное и физическое насилие к "слабым" мальчикам, которые в виду своих природных особенностях обладают нежностью, спокойствием и отказываются принимать участие в каких-либо опасных играх ("ты что, не мужик?"), а девочки в свою очередь постоянно слышат в свой адрес требования быть кроткими, послушными и аккуратными: "Ты же девочка!"
Гендерные стереотипы действуют на личность человека крайне разрушающе, не встретиться с ними в нашем обществе невозможно. В связи с этим я и написала в начале статьи о том, что журналистам, преподавателям и людям подобных профессий, которые подразумевают работу с большой аудиторией, будет очень полезно прочитать эту статью, ведь на них ответственность за то, на чём воспитываются современники.
И вообще, каждый человек ответственен за то, что он говорит, вне зависимости от рода деятельности. Важно то, что он говорит прежде всего себе и своим детям.